|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Поэтому во взглядах Демокрита на случайность нет по сути противоречия. Демокрит отрицает случайность не в том же самом смысле, в каком он ее признает. Случайность он отрицает только в смысле беспричинности. В то же время Демокрит признает слу- чайность в смысле отрицания какой бы то ни было целесообразно- сти в неорганической природе. Это отрицание не относится к человеку и высшим животным. Человек, конечно, действует с определенной целью, ставит перед собой в своем действии цели и ищет средства, необходимые для достижения этих целей. И точно так же могут ставить перед собой цели животные. Но в неоргани- ческой природе все совершается бесцельно и в этом смысле слу- чайно. Таким образом, взгляд Демокрита на природу строго причин- ный, детерминистический. Он исключает всякое беспричинное возникновение чего бы то ни было. В то же время он решительно отрицает целевую направленность процессов неорганической, как мы говорим теперь, природы. В этой природе существует только вечное и необходимое движение атомов. О ней никак нельзя сказать, будто в ней вихри атомов возникают для осуществления какой-то цели. Основы атомистического материализма Левкиппа и Демокрита сложились в борьбе с физикой и с метафизикой элейцев. Элейцы утверждали, будто существует только бытие (сплошной, нераздель- ный шар вселенной), никакого небытия нет, его даже нельзя мыслить. В физическом смысле это учение означало, что нет пустоты. Напротив, атомисты говорят: существует бытие, но небы- тие тоже существует. По свидетельству Аристотеля, Левкипп гово- рил, что пустота - небытие и что небытие существует нисколько не меньше, чем бытие [см. Met. 1, 4, 985в; 4. С. 26]. Небытие атомистов - пустое пространство между физическими телами и элементарными физическими частицами тел, или атомами, движу- щимися в пространстве. Реальность пространства ничуть не меньше реальности материальных частиц (атомов), которые движутся в этом пространстве. По разъяснению Аристотеля, атомисты полагали, что причина вещей - как атомы, так и пустота или пустые промежутки между атомами. Пустота вместе с атомами и есть материя, или причина вещей [см. там же]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||