|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница На этих простых и ясных принципах атомисты построили всю свою космологию (учение о мире), всю свою физику, всю свою психологию и математику. Космология атомистов и их космогония в сво- и космогония ^ различных частях соответствуют разным уровням развития античной науки и потому в отдельных своих учениях далеко не равноценны. В некоторых космологических идеях атомисты надолго опередили свое время, в других остались примерно на том уровне, которого достигла милет- ская школа в лице своего последнего представителя - Анаксимена. Новыми достижениями атомистов были их учения: 1) о беско- нечности вселенной и 2) о бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве. Учение Левкиппа и Демокрита о бесконечности вселенной прямо вытекает из их представления о бесконечности пустого пространства и из представления о бесконечном числе атомов, движущихся в пустоте. Оба положения хорошо засвидетельствованы в античной литературе об атомистах. Мы знаем, например, от Ипполита, не только тезис Демокрита, согласно которому миры бесчисленны и различны по величине, но даже такие детали, как учение Демокрита о том, что расстояния между отдельными мирами неравны: между некоторыми - большие, между другими - мень- шие. Поразительна по близости к современным научным данным догадка Демокрита, согласно которой различные миры, одновре- менно существующие во вселенной, находятся в различных стадиях своей <жизни>: одни еще растут, другие находятся уже в расцвете, третьи разрушаются. Воззрения эти резко расходились с господствовавшими в V в. до н. э. представлениями. Мысль о бесконечности вселенной и об одновременном существовании в ней бесчисленного множества миров с трудом прокладывала себе пути в сознание. Против атоми- стов в этом вопросе резко и высокомерно выступил идеалист Платон. Играя греческим словом <апейрос>, означающим как <бес- предельный>, так и <несведущий>, Платон утверждал [см. 42. Ч. VI. С. 432-433], будто понятие беспредельного числа миров <есть мнение подлинно безграничного невежества>. А Цицерон впослед- ствии отмечал, что теория бесчисленного множества миров принад- |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||