|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Не все в этом учении достаточно ясно. Есть свидетельства, в которых говорится только то, что во вселенной существуют миры, абсолютно ничем не отличающиеся друг от друга. Но есть свиде- тельства, из которых видно, что у Демокрита кроме этого учения о сосуществовании многих совершенно тождественных миров было также и учение о процессе возвращения миров к прежнему их состоянию. Признание вечного возвращения мира к исходному состоянию мы находим уже у Анаксимандра, затем у Гераклита, позже у Эмпедокла. В чрезвычайно выпуклой форме это учение выступило у пифагорейцев. Именно в его пифагорейском истолковании учение это казалось особенно парадоксальным. <Если же поверить пифа- горейцам,-писал Эвдем, ученик Аристотеля,-то снова повто- рится все то же самое нумерически, и я вновь с палочкой в руке буду рассказывать вам, сидящим так передо мной, и все остальное вновь придет в такое же состояние...> 135. Т. III. С. 80]. В ошибочной теории вечного возврата было и зерно плодотвор- ной мысли. Здесь нашла одно из первых выражений мысль о закономерности мирового процесса. К. этой мысли вела фантазия недисциплинированного ума. Но к ней вели также неверно истол- кованные вековые наблюдения над повторяемостью явлений - конфигураций светил, видимых на небесном своде. Уже у Гераклита идея вечного возвращения была связана с его понятием о <мировом годе>, которое, по-видимому, уходит в астрономические наблюде- ния, накопленные в странах Востока. Особенно большое значение для возникновения учения о вечном возвращении получили систе- матические наблюдения вавилонских астрономов. Они установили правильно повторяющееся возвращение светил к тем же самым положениям и конфигурациям на небесном своде. Результаты вавилонских наблюдений нашли отражение в индийской и грече- ской науке. Атомизм в математике Однако между идеей о закономерной периодичности мировых процессов и идеей абсолютной их повторяемости нет необходимой связи. Поэтому уже в древности теория вечного возвращения подвергалась критике со стороны ученых, которые признавали закономерность и периодичность мирового процесса, но отвергали его абсолютную повторяемость. Как видно из сообщений Цицерона и Симплиция, Левкипп и Демокрит в этом вопросе придерживались крайней точки зрения сторонников учения об абсолютной повторя- емости мирового процесса. Атомизм не остался у Демокрита всего лишь физическим воззрением. Он -мыслитель очень последовательный. Став на точку зрения атомизма, он стремился провести ее и в других областях науки. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||