|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Сохранился отрывок Галена с цитатами из сочинения Демок- рита, в котором изображался в форме диалога спор ума с ощуще- ниями. Независимо от диалогической формы из самой последовательности цитат видно, к какому решению спора приходит сам Демокрит. Сначала ум провозглашает чувственно воспринима- емые явления обманчивыми, но затем ощущения указывают, что основа доказательства ума в тех же ощущениях, и, таким образом, торжество ума, кичливо вознесшегося над чувствами, оказывается его поражением. Аристотель и крупнейший ученый его школы Теофраст надежно засвидетельствовали основную тенденцию Демокрита. По их сооб- щениям, Демокрит не противопоставлял ум ощущениям и источник достоверного знания видел в ощущениях, в отличие от Анаксагора, у которого ум резко отделяется и отличается от чувственно восп- ринимаемых <семян> вещей. Демокрит, по Аристотелю, <смотрит на ум не как на силу, которою постигается истина, а отождествляет его с душой> [De anima. 1, 2, 404a; 9. С. 19-20]. Отождествление ума с ощущением, о чем говорит Аристотель, тесно связано у Демокрита с мыслью, что знание, доставляемое ощущениями,-истинное знание. Так, по крайней мере, толкует взгляд Демокрита Аристотель. <Благодаря тому,-пишет Аристо- тель,- что за разумное мышление они (Демокрит, Анаксагор и др.) принимают чувственное восприятие... им приходится объявлять истинным все, что представляется отдельному человеку по свиде- тельству чувственного восприятия> [Met. Ill, 5, 1009в; 4. С. 70]. Могло бы показаться, что здесь у Демокрита противоречие. С одной стороны, чувственное явление он признает истинным. С другой стороны, он резко подчеркивает, что не все качества, открываемые посредством ощущения, существуют в самих вещах. Так, ни цвет, ни звук, ни запах, ни тепловые различия и т.п. не существуют в самой действительности. И Аристотель, и ученик Аристотеля Теофраст рассматривали оба эти утверждения Демокрита как явно противоречащие одно другому. Однако часть свидетельства говорит о том, что у Демокрита речь идет не о противоположности или несовместимости чувствен- ного и интеллектуального видов знания, а скорее о различии между ними, точнее, о различной степени глубины проникновения в истинную природу вещей. И чувственное восприятие дает истинное знание. Вещи, о которых чувства, например зрение, говорят, что они движутся, действительно движутся. Но не все в природе вещей непосредственно доступно чувственному восприятию. По-видимому, в этом смысле необходимо понимать тексты Демокрита о двух видах знания. По Демокриту, есть два рода познания: один - истинный, другой -темный. К темному относятся все следующие виды по- знания: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного познания, то оно совершенно отлично от первого [см. 71. VII, 139; 36. С. 242]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||