|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Склонить к принятию этого взгляда было трудно: доверие к чувственной интуиции было слишком сильно. Поэтому в своем значительном большинстве последующие математики и философы различных школ, в особенности аристотелевской, отвергли теорию Демокрита. Они провозгласили ее разрушающей основы математи- ки. Уже Евклид, вопреки Демокриту, доказывал в первой теореме Х книги своих <Начал>, что в процессе последовательных делений всегда можно найти величину, меньшую любой заданной величины. Философскую основу для своего утверждения бесконечной дели- мости любой величины Евклид мог почерпнуть у Аристотеля. Подавленная в последемокритовское время критикой со сторо- ны математиков и Аристотеля, атомистическая теория математики возродилась впоследствии в материалистической школе Эпикура. В связи с атомистикой Левкиппа и Демокрита находилось их учение о познании. Атомисти- ческая теория поставила перед учением о познании некоторые новые трудные вопросы и дала ключ к решению этих вопросов. Как мы видели (см. выше гл. II), одним из результатов учения о знании, развитого элейцами, был скептицизм в отношении чув- ственного знания и резкий разрыв между данными чувственных восприятий и результатами мышления. Поскольку достоверное знание об истинно сущем возможно, знание это, по учению элейцев, может быть только постижением ума. Напротив, чувственные вос- приятия дают лишь недостоверное, шаткое мнение. В этом элейском принижении роли чувственного источника познания находил впоследствии опору скептицизм, развивавшийся в некоторых школах древнегреческой философии, например в школе софистов. Напротив, атомисты в этом вопросе выступили против элейцев. Не менее четко, чем элейцы, они сохраняют различение знания чувственного и интеллектуального. Так же, как элейцы, атомисты утверждают, что чувствам недоступно непосредственное постижение истинно сущих элементов бытия, т. е. атомов. К убеждению в существовании атомов и к определению присущих им свойств приводит ум. Но при этом элейцы полагали, что познание, дости- гаемое умом, совершенно противоположно чувственным восприя- тиям. Напротив, атомисты видят в познании посредством ума не противоположность чувственным восприятиям, а их продолжение и углубление, уточнение. Достоверность интеллектуального познания имеет источник в том же чувственном восприятии. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||