|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Аналогичным образом должна была решаться Демокритом и проблема касания прямой линии к окружности. В области чувст- венно воспринимаемых вещей для ненаучного сознания прямая кажется касающейся круга не в одной-единственной точке, а в целом ряде точек, сливающихся в отрезок линии. В области пости- гаемого умом воззрение геометров современной Демокриту школы предполагает, что прямая и окружность - сплошные линии и что прямая касается окружности только в одной-единственной точке, которая одновременно лежит как на прямой, так и на окружности. По воззрению Демокрита, в области постигаемого умом касание в собственном смысле слова невозможно даже в одной-единственной точке. И прямая и окружность, по Демокриту,- не сплошные линии, а состоят из точек-атомов, отделенных один от другого как бы атомами пустоты; непосредственное соприкосновение атома с ато- мом немыслимо, ибо любые атомы отделяются друг от друга пус- тотой. Тем не менее Демокрит сохраняет самый термин <касание>, вкладывая в него собственный смысл, соответствующий атомисти- ческому пониманию. Вопрос об отношении мышления к чувственному восприятию таил в себе большую трудность, непреодолимую не только для Демокрита, но и для всего созерцательного (недиалектического) материализма. И действительно: пока мы не выходим из круга созерцательных и потому пассивных восприятий, мы не имеем возможности решить, какие из чувственно воспринятых нами свойств вещей относятся к их объективной сущности. Не зная критерия материальной практики, атомистический материализм не мог удовлетворительно объяснить, что в показаниях наших чувств не соответствует истинной, <более тонкой> природе вещей, пости- гаемой деятельностью ума. С одной стороны, и ощущения возве- щают истину. С другой стороны, возвещение это неполное и несовершенное. С одной стороны, явления истинны. С другой стороны, истина глубоко запрятана, недоступна непосредственным чувственным восприятиям. В итоге - ряд положений Демокрита (в дошедших до нас фрагментах), которые, на первый взгляд, кажутся признанием ограниченности нашего знания, его неспособности достигнуть ис- тинной природы вещей: <...мы ничего ни о чем не знаем, но для каждого из нас в отдельности его мнение есть результат притекаю- щих к нему образов> . И еще выразительнее: <Много раз мною было показано, что мы не воспринимаем, какова в действительности каждая вещь есть и какие свойства в действительности ей не присущи>^. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||