Предыдущая страница Следующая страница

Взятые изолированно, вне контекста всей теории познания
Демокрита в ее целом, подобные высказывания способны внушить
впечатление, будто Демокрит в учении о возможностях и пределах
познания был скептиком, отрицал возможность познания истинной
природы вещей. Эти высказывания не раз были использованы
античными писателями скептического направления именно в этом
смысле -для обоснования их собственного скептицизма. В скеп-
тицизме Демокрита упрекали также и его прямые противники.
Однако уже Плутарх разъяснял, что Демокрит выступал против
скептицизма и релятивизма Протагора - против тезиса, будто мера
всех вещей -существующих и несуществующих -человек. И дей-
ствительно: положения Демокрита, кажущиеся скептическими, вы-
ражают лишь неспособность созерцательного, недиалектического

материализма объяснить, что в показаниях чувств субъективно, а
что есть пусть первое, пусть недостаточное, но все же приближение
к постижению более глубокой природы явлений.

Разрабатывая в подробностях учение о познании, Демокрит
одновременно разрабатывал и учение о критериях логической связи
мышления, другими словами, вопросы логики.

Логические взгляды Демокрита были изложены им в <Канонах>
(название <Каноны> означает <критерии>, <правила>). Из скудных
выдержек оттуда, сообщаемых последователем Эпикура. Филоде-
мом, получается вывод, будто Демокрит не считал возможным
рассматривать логические связи рассуждения независимо от содер-
жания каждого рассуждения в целом. В одном из отрывков утвер-
ждается, что научная правильность рассуждения проверяется его

Из сочинения Демокрита <Об идеях>. Цитируется у Секста [см. 71. VII, 137;

36. С. 235].
^

Из сочинения Демокрита <Подтверждения>. Цитируется у Секста [см. там же.
VII, 135]; русск, перев. А. О. Маковельского [см. 36. С. 236].

способностью открывать будущее и направлять в этом будущем
наши практические действия. Особо выделяются при этом будущие
события общественно-политической жизни: <Видно, что рассужде-
ние правильно, из того, что оно всегда открывает нам и оказывает
содействие относительно будущего... наиболее способными в делах
из стоящих во главе демократии ли, или монархии, или любой
другой формы правления всегда оказываются те, которые пользу-
ются таким способом рассуждения> [50. II. С. 158; 36. С. 383].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna