|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Взятые изолированно, вне контекста всей теории познания Демокрита в ее целом, подобные высказывания способны внушить впечатление, будто Демокрит в учении о возможностях и пределах познания был скептиком, отрицал возможность познания истинной природы вещей. Эти высказывания не раз были использованы античными писателями скептического направления именно в этом смысле -для обоснования их собственного скептицизма. В скеп- тицизме Демокрита упрекали также и его прямые противники. Однако уже Плутарх разъяснял, что Демокрит выступал против скептицизма и релятивизма Протагора - против тезиса, будто мера всех вещей -существующих и несуществующих -человек. И дей- ствительно: положения Демокрита, кажущиеся скептическими, вы- ражают лишь неспособность созерцательного, недиалектического материализма объяснить, что в показаниях чувств субъективно, а что есть пусть первое, пусть недостаточное, но все же приближение к постижению более глубокой природы явлений. Разрабатывая в подробностях учение о познании, Демокрит одновременно разрабатывал и учение о критериях логической связи мышления, другими словами, вопросы логики. Логические взгляды Демокрита были изложены им в <Канонах> (название <Каноны> означает <критерии>, <правила>). Из скудных выдержек оттуда, сообщаемых последователем Эпикура. Филоде- мом, получается вывод, будто Демокрит не считал возможным рассматривать логические связи рассуждения независимо от содер- жания каждого рассуждения в целом. В одном из отрывков утвер- ждается, что научная правильность рассуждения проверяется его Из сочинения Демокрита <Об идеях>. Цитируется у Секста [см. 71. VII, 137; 36. С. 235]. ^ Из сочинения Демокрита <Подтверждения>. Цитируется у Секста [см. там же. VII, 135]; русск, перев. А. О. Маковельского [см. 36. С. 236]. способностью открывать будущее и направлять в этом будущем наши практические действия. Особо выделяются при этом будущие события общественно-политической жизни: <Видно, что рассужде- ние правильно, из того, что оно всегда открывает нам и оказывает содействие относительно будущего... наиболее способными в делах из стоящих во главе демократии ли, или монархии, или любой другой формы правления всегда оказываются те, которые пользу- ются таким способом рассуждения> [50. II. С. 158; 36. С. 383]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||