|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница государственных делах, и опять еще не о тех только, что мужест- венны относительно скорбей и страхов, но и кто силен в борьбе с вожделениями и удовольствиями, на месте ли он остается или обращает тыл; ведь бывают, Лахес, мужественные и в таких вещах> [там же. 191 Д-Е]. В мужестве, поясняет он далее, есть нечто, остающееся тождественным, общим для всех этих случаев, и именно это общее должно быть указано и сформулировано в определении мужества. Уточняя смысл своего вопроса или требования, Сократ предлагает дать определение, которое было бы способно охватить все частные виды мужества, какими бы различными или даже противоположными они ни казались: <Постарайся же и ты, Лахес, сказать... о мужестве, что это за сила, которая, оставаясь одною и тою же при удовольствии и при огорчении, и при всех случаях... равно зовется мужеством?> [там же. 192 В]. Таким образом, философия, как ее понимает Сократ (на уровне <сократических> диалогов Платона), есть исследование сложного явления нравственной жизни, способное привести к определению понятия об этом явлении, точнее говоря, определению его сущности. Сократовская диалектика есть усмотрение общего в различающем- ся, единого во многом, рода в видах, сущности в ее проявлениях. Усмотрение это, достигаемое беседой, дается собеседникам с трудом. Так, попытка уточнить понятие мужества через понятие упорства ничуть не приводит к уяснению вопроса: получается, что самое дурное, неразумное упорство и есть мужество, иначе говоря, в ход рассуждения прокрадывается противоречие и искомой гармо- нии в мыслях не получается. <Стало быть, Лахес,-замечает Со- крат,-той дорической гармонии, о которой ты говорил, у нас с тобой что-то не выходит, потому что дела наши не согласуются со словами нашими> [Лахес. 193 Е]. <Понимать-то я, кажется, пони- маю, что такое мужество, а вот только не знаю, как это оно сейчас от нас так ушло, что я не успел схватить его и выразить словом, что оно такое> [там же. 194 В]. На помощь оказавшемуся в тупике Лахесу Сократ приглашает другого участника беседы -полководца Никия. Знаменитый пол- ководец вносит в определение мужества поправку: он разъясняет, что мужество <есть некоторого рода мудрость> [Лахес. 194 D]. Сократ не возражает против этого определения, но немедленно требует объяснения, <что же это за наука или наука о чем> [там же. 194 Е]. И получает ответ: под наукой мужества Никий разумеет <знание опасного и безопасного и на войне, и во всяких других случаях> [там же. 195 А]. Но тут же выясняется, что признак мужества, указанный в определении Никия, имеется и во многих таких случаях знания, которые на основании наличия этого признака никак не могут быть охарактеризованы как случаи мужества. Так, врачи |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||