|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница знают, что может быть опасно в болезнях, земледельцы - в земле- делии, ремесленники-в своем деле. Все они, каждый в своей' сфере, знают, чего следует бояться и чего не следует, но от этого они ничуть не более мужественны [см. там же. 195 С]. Тоже самое приходится сказать и о гадателе. Но если врач или гадатель не знают, чего следует и чего не следует бояться, то они не могут быть мужественными, не приобретя этого знания. Поэтому тот, кто придерживается определения Никия, или должен отказать в муже- стве какому бы то ни было зверю в силу отсутствия у него этого знания, или же должен признать, что какой-нибудь лев, тигр или кабан так мудр, что может знать то, чего не знают многие люди, ибо это знание трудно приобрести им; но, полагая мужество в том, в чем его полагает Никий, <необходимо признать, что относительно этого мужества и лев, и олень, и бык, и обезьяна уродились одинаково> [там же. 196 Е]. В исследовании понятия о предмете, которое должно завершить- ся его определением, Сократ в качестве необходимого условия рассуждения и мышления выдвигает свободу мышления от противо- речия. Закон или, точнее, запрет внутреннего противоречия в рас- суждении во времена Сократа не был еще сформулирован теоретически как закон логики. Однако, не формулируя этого закона как закона логической теории (сама логика как специальная наука в то время еще не сложилась и не имела своей литературы), Сократ ранних - <сократических> - диалогов Платона уже четко применяет этот закон в практике своих диалектических рассужде- ний. В том же <Лахесе> Лахес насмехается над Никнем, который, по его суждению, вертится только из стороны в сторону, как человек, который хотел бы скрыть, что он противоречит самому себе [Лахес. 196 В]. Условием свободы диалектического рассуждения от противоре- чия Сократ считает строго однозначное понимание терминов в рассуждении. В <Лахесе> есть место, точно характеризующее эту мысль. Возвратившись [198 А] к своему тезису, согласно которому мужество - только один из видов добродетели, и напомнив, что другими ее видами будут самообладание, справедливость и прочее в этом роде, Сократ вдруг останавливает свое перечисление. <Теперь стой,-говорит он.-Стало быть, в этом мы с тобою согласны, а вот посмотрим относительно страшного и нестрашного, может быть, ты разумеешь под этим одно, а мы другое> [там же. 198 В]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||