|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница подчеркнута Платоном в <Федоне>. <Что скажешь,-спрашивает здесь Сократ Кебеса,- (что скажешь) о многих прекрасных пред- метах - о людях, о лошадях, платьях и других тому подобных или равных, похвальных и всегда одноименных им? Одинаково ли они существуют или... несогласны (т. е. нетождественны.-В. А.) ни с самими собой, ни между собой, и никогда и ни под каким видом, можно сказать, не остаются теми же?> - <Никогда не остаются теми же>,-отвечает Кебес [Федон. 78 Е]. Напротив, <вид>, или <идея>, прекрасного, т. е. прекрасное само по себе, истинно-сущее прекрасное не подлежит никакому измене- нию или превращению, совершенно тождественно и есть вечная сущность, всегда равная самой себе. <Прекрасное само по себе,- спрашивает Сократ,-сущее само по себе, поскольку оно есть, подлежит ли хоть какому-либо изменению? Или каждая из вещей сущих, сама по себе однородная, продолжает быть той же и таким же образом, не подлежа никогда, никак и никакой перемене?> - <Необходимо той же и таким же образом...>,- отвечает Кебес [там же. 78 D]. Как <идея> прекрасное есть сущность, чувственно не воспри- нимаемая и даже безобразная, бесформенная. Такими чертами характеризуется истинно-сущее в <Федре>. По разъяснению, раз- витому Платоном в этом диалоге, местопребывание <идей> - <над- небесные места>. Эти места <занимает бесцветная, бесформенная и неосязаемая сущность, в сущности своей существующая, зримая только для одного кормчего души -разума> [Федр. 247 D]. Только несовершенство нашего способа мышления внушает нам, по Платону, ошибочное представление, будто <идеи>, в том числе и <идея> прекрасного, находятся в каком-то пространстве, подобно чувственным вещам, которые представляются нам как обособленные друг от друга и как пребывающие в пространстве. Согласно разъяснению Платона, источник этой иллюзии - мате- рия, под <материей> он понимает едва вероятный, по его собствен- ным словам, постигаемый каким-то незаконным рассуждением род пространства, причину обособления и отделения единичных вещей чувственного мира. Взирая на этот род пространства, <мы точно грезим и полагаем, будто все существующее должно неизбежно находиться в каком-то месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не находится ни на земле, ни на небе, то и не существует> [Тимей. 52 В]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||