Предыдущая страница Следующая страница

подчеркнута Платоном в <Федоне>. <Что скажешь,-спрашивает
здесь Сократ Кебеса,- (что скажешь) о многих прекрасных пред-
метах - о людях, о лошадях, платьях и других тому подобных или
равных, похвальных и всегда одноименных им? Одинаково ли они
существуют или... несогласны (т. е. нетождественны.-В. А.) ни с
самими собой, ни между собой, и никогда и ни под каким видом,
можно сказать, не остаются теми же?> - <Никогда не остаются
теми же>,-отвечает Кебес [Федон. 78 Е].

Напротив, <вид>, или <идея>, прекрасного, т. е. прекрасное само
по себе, истинно-сущее прекрасное не подлежит никакому измене-
нию или превращению, совершенно тождественно и есть вечная
сущность, всегда равная самой себе. <Прекрасное само по себе,-
спрашивает Сократ,-сущее само по себе, поскольку оно есть,
подлежит ли хоть какому-либо изменению? Или каждая из вещей
сущих, сама по себе однородная, продолжает быть той же и таким
же образом, не подлежа никогда, никак и никакой перемене?> -

<Необходимо той же и таким же образом...>,- отвечает Кебес [там
же. 78 D].

Как <идея> прекрасное есть сущность, чувственно не воспри-
нимаемая и даже безобразная, бесформенная. Такими чертами
характеризуется истинно-сущее в <Федре>. По разъяснению, раз-
витому Платоном в этом диалоге, местопребывание <идей> - <над-
небесные места>. Эти места <занимает бесцветная, бесформенная
и неосязаемая сущность, в сущности своей существующая, зримая
только для одного кормчего души -разума> [Федр. 247 D].

Только несовершенство нашего способа мышления внушает
нам, по Платону, ошибочное представление, будто <идеи>, в том
числе и <идея> прекрасного, находятся в каком-то пространстве,
подобно чувственным вещам, которые представляются нам как
обособленные друг от друга и как пребывающие в пространстве.
Согласно разъяснению Платона, источник этой иллюзии - мате-
рия, под <материей> он понимает едва вероятный, по его собствен-
ным словам, постигаемый каким-то незаконным рассуждением род
пространства, причину обособления и отделения единичных вещей
чувственного мира. Взирая на этот род пространства, <мы точно
грезим и полагаем, будто все существующее должно неизбежно
находиться в каком-то месте и занимать какое-нибудь пространство,
а то, что не находится ни на земле, ни на небе, то и не существует>
[Тимей. 52 В].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna