|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <идея>, <вид> - существует объективно, в самой реальности. <Я начинаю с положения,- заявляет Платон в диалоге <Федон>,-что есть нечто само в себе прекрасное, доброе, великое и иное прочее> [Федон. 100 В]. Наиболее полная характеристика <вида>, или <идеи>, была развита Платоном при исследовании все той же сущности прекрас- ного в <Федоне>, <Пире>, <Филебе>. По Платону, кто последовательно поднимает- ^"* ся по ступеням созерцания прекрасного, тот <увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе> [Пир. 210 Е]. <Он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно ни возникает, ни уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, оно не так, что прекрасно здесь, безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что для одних оно прекрасно, для других безобразно> [там же. 211 А]. Прекрасное не предстанет <перед созерцающим его <идею> в виде какого-либо облика, либо рук, либо какой иной части тела, ни в виде какой-либо речи или какой-либо науки, ни в виде существующего в чем-либо другом, например, в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или каком-либо ином предмете> [там же. 211 А-В]. Уже этой характеристики достаточно, чтобы установить ряд важных признаков платоновского определения прекрасного и вме- сте с тем признаков каждого <вида (eT8oq)>, каждой <идеи>. Эти признаки - объективность, безотносительность, независимость от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства, времени и т. д. Платоновское прекрасное есть <вид> (<эйдос>), или <идея>, в специфически платоновском смысле этого понятия, т. е. истинно-сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом; иными словами, прекрасное - сверхчувст- венная причина и образец всех вещей, называемых прекрасными в чувственном мире, безусловный источник их реальности в той мере, в какой она для них возможна. В этом значении <идея> резко противопоставляется у Платона всем ее чувственным подобиям и отображениям в мире восприни- маемых нами вещей. Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего прочного, устойчивого, тождествен- ного. Эта непрерывная текучесть, изменчивость чувственных вещей |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||