|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница А несколько ниже, рассмотрев вопрос о видах наслаждения и об отношении наслаждения к благу, Платон объявляет нелепым мнение тех, кто думает, <будто блага и красоты нет ни в телах, ни во многом другом и будто оно заключено только в душе> [Филеб. 55В]. В этом своем объективном существовании прекрасное есть одна из высших <идей>. Но наивысшая, по Платону, <идея> есть <идея> блага [Госуд. VI, 508 Е и ел.]. Благо доставляет познаваемым предметам <не только способность быть познаваемыми, но и спо- собность существовать и получать от него сущность> [там же. VI, 509 В]. <Благо-читаем в одном месте <Государства>,-не есть сущность, но по достоинству и по силе стоит выше пределов сущности> [там же]. Оно - <непредполагаемое> [там же. VI, 511 В] <начало всяческих [благ]> [там же]. Учение Платона об <идее> блага как о высшей <идее> чрезвы- чайно существенно для всей системы его мировоззрения. Учение это сообщает философии Платона характер не просто объективного идеализма, но также идеализма телеологического. Телеология - уче- ние о целесообразности. Так как, по Платону, над всем главенствует <идея> блага, то, другими словами, это значит, что порядок, гос- подствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направля- ется к благой цели. Всякое временное и относительное существо- вание имеет целью некое объективное бытие; будучи целью, оно есть вместе с тем благо [см. Филеб. 53 Е-54 D]. Это бытие и есть сущность всех вещей, подверженных генезису (см. Политик. 283 D], их образец [см. Теэтет. 176 Е]. Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя - как чувственные вещи - не способны его достигнуть (см. Федон. 74 D-Е]. Так, для живых существ верховная цель, перво- начальный и необходимый предмет их стремлений - счастье. Но счастье, как разъясняет в ряде диалогов Платон, состоит именно в обладании благом. Поэтому всякая душа стремится к благу и все делает ради блага. Стремясь к обладанию благом, душа стремится к знанию о благе. О нем совершенно необходимо утверждать, <что все познающее охотится за ним, стремится к нему, желая схватить его и завладеть им и не заботиться ни о чем, кроме того, что может быть достигнуто вместе с благом> [Филеб. 20 D]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||