|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так как критерий всякого относительного блата - благо безус- ловное, то наивысшее из всех учений философии - учение об <идее> благи. Лишь при руководстве <идеей> блага справедливое становится пригодным и полезным>. Без <идеи> блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны (см. Госуд. 504 А - В]. Телеология Платона, учение об объективной целесообразности, тесно связана с его теологией, или богословием. Платон не только не скрывает, но сам выдвигает и подчеркивает связь своего идеа- лизма с религией, с мистикой. В <Пире>, в <Пармениде>, в <Федре> он утверждает, что <идеи>, не полностью постижимы для нас, зато сполна и безусловно постижимы для разума бога. Божественный разум предполагает существование божественной жизни [см. Со- фист. 248 Е]. Бог - не только существо живое, он - совершенство благ [см. Тимей. 29 Е]. Бог и есть само благо. Желая, чтобы все было наилучшим, он создает мир по собственному подобию, т. е. согласно <идее> совершеннейшего живого существа [см. там же]. Хотя сущность мировой жизни - сам бог, но бог может быть счастлив, лишь если счастливой будет жизнь, которую он дарует миру. Ярко эта мысль выражена в <Тимее>: прекраснейшим из существ, постигаемых умом, предполагается также величайший, лучший, прекраснейший и совершеннейший из чувственных миров [см. Тимей. 37 А]. Стремление к счастью вложено в нас самим богом. Хотя бог - истинное бытие, он необходимо полагает себя в ином бытии, которое уже не истинно. С другой стороны, неистинное бытие, или <ино- бытие>, в качестве положенного бытием самобытным, необходимо стремится утвердить себя в истинном и самобытном бытии. Поэтому человек необходимо влечется к божеству. Желая познать благо, он стремится познать бога: желая обладать благами, он стремится стать причастным сущности бога. Или, как разъясняется в <Законах> [см. Законы. 715 E-716 А], бог есть и начало, и середина, и конец всех вещей. Он - начало, так как от него все происходит; он - середина, так как он сущность всего, что имеет генезис; он - конец, так как все к нему стремится. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||