Предыдущая страница Следующая страница

Так как критерий всякого относительного блата - благо безус-
ловное, то наивысшее из всех учений философии - учение об <идее>
благи. Лишь при руководстве <идеей> блага справедливое становится
пригодным и полезным>. Без <идеи> блага все человеческие знания,
даже наиболее полные, были бы совершенно бесполезны (см. Госуд.
504 А - В].

Телеология Платона, учение об объективной целесообразности,
тесно связана с его теологией, или богословием. Платон не только
не скрывает, но сам выдвигает и подчеркивает связь своего идеа-
лизма с религией, с мистикой. В <Пире>, в <Пармениде>, в <Федре>
он утверждает, что <идеи>, не полностью постижимы для нас, зато
сполна и безусловно постижимы для разума бога. Божественный
разум предполагает существование божественной жизни [см. Со-
фист. 248 Е]. Бог - не только существо живое, он - совершенство
благ [см. Тимей. 29 Е]. Бог и есть само благо. Желая, чтобы все
было наилучшим, он создает мир по собственному подобию, т. е.
согласно <идее> совершеннейшего живого существа [см. там же].
Хотя сущность мировой жизни - сам бог, но бог может быть
счастлив, лишь если счастливой будет жизнь, которую он дарует
миру. Ярко эта мысль выражена в <Тимее>: прекраснейшим из
существ, постигаемых умом, предполагается также величайший,
лучший, прекраснейший и совершеннейший из чувственных миров
[см. Тимей. 37 А].

Стремление к счастью вложено в нас самим богом. Хотя бог -
истинное бытие, он необходимо полагает себя в ином бытии, которое
уже не истинно. С другой стороны, неистинное бытие, или <ино-
бытие>, в качестве положенного бытием самобытным, необходимо
стремится утвердить себя в истинном и самобытном бытии. Поэтому
человек необходимо влечется к божеству. Желая познать благо, он
стремится познать бога: желая обладать благами, он стремится стать
причастным сущности бога. Или, как разъясняется в <Законах> [см.

Законы. 715 E-716 А], бог есть и начало, и середина, и конец
всех вещей. Он - начало, так как от него все происходит; он -
середина, так как он сущность всего, что имеет генезис; он - конец,
так как все к нему стремится.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna