|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница ное безусловно и безотносительно, чувственные вещи всегда стоят под теми или иными условиями. Глубокое отличие <идей> от одноименных им и чувстве^й мир ^ обнимаемых ими чувственных вещей не есть, однако, полный дуализм обоих миров. По Платону, мир чувственных вещей не отсечен от мира <идей>; он все же стоит в каком-то отношении к миру <идей>. Вещи <причастны>, по выражению Платона, <идеям>. Миру истинно-сущего бытия, или миру <идей>, у Платона противостоит не мир все же <причастных> <идеям> чувственных вещей, а мир небытия, что, по Платону, то же, что <материя>. Под <материей> Платон понимает, как сказано, беспредельное начало и условие пространственного обособления, пространственной раздельности множественных вещей, существу- ющих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует материю как всеобщую <кормилицу> и <восприемницу> всякого рождения и возникновения. Однако <идеи> и <материя>, иначе - области <бытия> и <небы- тия>, противостоят у Платона не в качестве начал равноправных и равносильных. Это не две <субстанции> -духовная и <протяженная> (материальная), как они изображались в XVII в. в философии Декарта. Миру, или области, <идей>, по Платону, принадлежит- неоспоримое и безусловное первенство. Бытие первее, чем небытие. Так как <идеи> - истинно-сущее бытие, а <материя> - небытие, то, по Платону, не будь <идей>, не могло бы быть и <материи>. Правда, небытие существует необходимо. Более того. Необходи- мость его существования ничуть не меньше необходимости суще- ствования самого бытия. Однако в связи категорий сущего <небытию> необходимо предшествует <бытие>. Чтобы <материя> могла существовать в качестве <небытия> как принцип обособления отдельных вещей в пространстве, необходимо существование не- пространственных <идей> с их сверхчувственной, только умом постигаемой целостностью, неделимостью и единством. Чувственный мир, каким его представляет Платон, не есть ни область <идей>, ни область <материи>. Чувственный мир есть нечто |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||