Предыдущая страница Следующая страница

Платон в ряде мест подчеркнул объективный характер своей
телеологии. Иногда там, где Платон говорит о <благе>, он прибли-
жается к грани агностицизма и даже мистицизма. <Благо> для него
выше бытия и выше человеческого познания. И все же известные
черты <блага> могут быть, по Платону, уловлены. Платон отожде-
ствил в известном смысле <благо> с разумом. Так как разумность
обнаруживается в целесообразности, то <благо> Платон сближает с
целесообразным. Но целесообразность есть, по Платону, соответ-
ствие вещи ее <идее>. Отсюда получается, что постигнуть, в чем

<благо> вещи, значит постигнуть <идею> этой вещи. В свою очередь,
постигнуть <идею> - значит свести многообразие чувственных
причинно обусловленных явлений <идеи> к их сверхчувственному
и целесообразному единству [Федр. 249 В - С; 265 D - E], или к
их закону. Например, чтобы ответить на вопрос, почему для Земли
лучше быть шаровидной (или плоской), находится ли она в центре
мира или вне этого центра, необходимо указать разумное основание
того или иного свойства. Задача объяснения мира, с этой точки
зрения, состоит в том, чтобы свести все частные законы, действу-
ющие в мире, к единому общему, а затем из этого общего вывести
все частные [см. Госуд. 511 В-С]. Таким образом, общий закон
вещей оказывается общим для них <благом>, а все частные законы -
их частными <благами>.

Одна из наиболее полных характеристик высшего блага для
человека дана Платоном в <Филебе>. Здесь в качестве условий
высшего человеческого блага указаны: 1) участие в вечной природе
<идеи>; 2) воплощение <идеи> в действительности; 3) наличие разума
и обладание знанием, 4) владение некоторыми науками, искусствами,
а также обладание правильными мнениями; 5) некоторые виды чистых
чувственных удовольствий, например, от чистых тонов мелодии или
цветов в живописи (см. Филеб. 64 С ел. и 66 А ел.].

Чем более резкими чертами характеризовал Платон идеальную,
сверхчувственную природу <эйдосов>, или <идей>, тем труднее было
ему объяснить, каким образом их сверхчувственная сущность может
быть предметом человеческого познания. Уже постижение <идеи>
прекрасного представляет труднейшую задачу. В самом деле. Пре-
красное как <идея> вечно; чувственные вещи, называемые прекрас-
ными, преходящи: возникают и погибают. Прекрасное неизменно,
чувственные вещи изменчивы. Прекрасное тождественно, чувствен-
ные вещи пребывают в области нетождественного, иного. Прекрас-
ное не зависит от определений и условий пространства и времени,
чувственные вещи существуют в пространстве, возникают, изменя-
ются и погибают во времени. Прекрасное едино, чувственные вещи
множественны, предполагают дробность и обособление. Прекрас-

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna