|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Исчерпывающий ответ затруднителен не только ввиду отсутст- вия достаточно подробных и ясных разъяснений Платона, но и потому, что тексты, в которых можно было бы искать этот ответ, находятся в сочинениях Платона, принадлежащих к различным периодам его философской эволюции: возможно, что тексты эти обрисовывают не различные грани или стороны единого по данному вопросу воззрения Платона, а различные фазисы в развитии этого воззрения. Имеет значение также и тот факт, что по крайней мере частично о взглядах Платона по этому вопросу мы узнаем не из уст самого Платона, а из свидетельств других философов, например Аристотеля. А именно: Аристотель сообщает, будто в годы старости Платон уже отрицал существование ранее признававшихся им <идей> отношений, а также <идей> вещей, которые суть продукты ремесленной или художественной деятельности человека. В диалоге <Парменид> (автором которого некоторые исследо- ватели считают не самого Платона, а какого-то лишь примыкавшего к школе Платона выученика элейцев) доказывается, что при после- довательном проведении понятия об <идеях> Платон должен был неизбежно принимать существование <идей> также и для вещей низменных, безобразных, отвратительных и т. п. Во всяком случае рассмотрение текстов Платона показывает, что область <идей> представлялась Платону не совсем однородной: в ней намечалась некоторая <иерархия> идей, которая, однако, нигде не сложилась в четко очерченную и разработанную систему взгля- дов. К области <идей>, во-первых, принадлежат <идеи> высших ценностей. Таковы <идеи> <блага>, <истины>, а также <прекрасного> и <справедливого>. Это <идеи> "которые немецкий философ Гербарт назвал, говоря о Платоне, <идеями> абсолютных качеств. Во-вто- рых, есть у Платона и <идеи> физических явлений и процессов (таких, как <огонь>, как <покой> и <движение>, как <цвет> и <звук>). В-третьих, <идеи> существуют также и для отдельных разрядов существ (таких, как <животное>, как <человек>). В-четвертых, иног- да Платон допускает также существование <идей> для предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством (таких, как |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||