|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <стол>, <кровать>). В-пятых, большое значение в платоновской теории <идей> имели, по-видимому, <идеи> отношений. Значение это выступает в ряде диалогов, кончая <Федоном>, где, например, доказывается, что определением или оценкой равенства предпола- гается существование <равенства в самом себе>, т. е. <идеи> равен- ства, доступной не чувствам, а уму [см. Федон. 74 А-75 В]. Мы видели в понятии об <идее> у Платона то, <Идея> как понятие , ^ что делает <идею> 1 ) причиной, или источником бытия, их свойств и их отношений; 2) образцом, взирая на который демиург творит мир вещей; 3) целью, к которой, как к верховному благу, стремится все существующее. Но есть в платоновском понятии об <идее> и еще одна, и притом чрезвычайно важная, сторона. <Идея> Платона сближается со смыс- лом, который это слово - под прямым влиянием Платона - по- лучило в обычном обиходе языка у цивилизованных народов. В этом своем значении <идея> Платона - уже не само бытие, а соответст- вующее бытию понятие о нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова <идея> в нашем мышлении и в нашей речи, где <идея> значит именно понятие, замысел, руководящий принцип, мысль и т. п. У Платона на первый план выступило онтологическое и телеологиче- ское значение слова <идея> в разъясненном выше смысле. Но так как, по убеждению Платона, различию видов бытия строго соот- ветствует различие видов познания, направленного на бытие, то в плане познания <идее>, т. е. истинно сущему бытию, соответствует понятие об этом бытии. В этом гносеологическом и логическом смысле <идея> Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. В плане познания бытия и сущностей бытия Платон называет понятия, или идеи, относящиеся ко многим вещам, <родами> и <видами>. <Виды> получаются из <родов> в результате разделения <рода>, т. е. разделения его полного объема. В деле познания возникает задача - постигнуть единый прообраз многих вещей данного разряда, т. е. постигнуть их <род> и <виды> этого рода. Другая постоянно возникающая задача - исследование вопроса о том, какие <роды> согласуются друг с другом и какие не согласуются. Для решения этих вопросов необходимо, по Платону, особое и притом высшее искусство, которое, как мы увидим далее, он называет <диалектикой>. Смысл платоновского термина отнюдь не совпадает с нашим современным смыслом этого же слова. Собст- венно говоря, <диалектика> Платона - искусство делить предметы (и понятия о предметах) на роды, а внутри рода различать его виды [см. Софист. 253 D-E]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||