|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Исторически это не только <модернизация> или <стилизация> Платона под Когена. Это <стилизация>, далекая от реального историзма, основанная на слепоте по отношению к исторически своеобразным чертам и характеру античного философствования. См. особенно: Paul Natorp. Platos Ideenlehre. 1-е изд. 1903. В добавлении ко 2-му изданию этого труда (MetakritischerAnhang), опубликованном в 1920 г., Наторп уже существенно изменяет свою точку зрения на Платона. Конечно, у Платона имеется рад учений, и прежде всего заро- дыши последующего гносеологического и логического идеализма, которые могут быть истолкованы как предвосхищение не только теории врожденных идей Декарта, но даже трансцендентального априоризма Канта. Но все эти учения в крайнем случае составляют только трансцендентальный момент или аспект философии Плато- на и могут быть поняты только в связи с другими существенными ее моментами. И напротив, правомерен и плодотворен подход А.Ф. Лосева, для которого так называемый <трансцендентализм> Платона только один, и притом отнюдь не последний, не завершающий, не вы- сший,-аспект платонизма, но аспект необходимо подчиненный высшим его аспектам и прежде всего - диалектическому. Введением в гносеологическое учение Плато- Анализ знания с -г гт на может быть диалог <1еэтет>. Предмет диа- лога - именно вопрос о существе знания. Речь идет не о том, какие существуют частные виды знания, а о том, что такое знание само по себе [см. Теэтет. 146 Е]. Диалог не дает положительного ответа на вопрос, но опровергает три несостоятельных, с точки зрения Платона, решения этого вопроса: 1 ) взгляд, по которому знание есть чувственное восприятие, 2) взгляд, по которому знание - правильное мнение, и 3) взгляд, по которому знание - правильное мнение <со смыслом>. Чтобы опровергнуть отождествление знания с чувственным восприятием, необходимо, по Платону, рассмотреть принципиаль- ную основу этого отождествления. Основа эта - учение о безус- ловной текучести всего существующего и о его безусловной относительности. Опровергающие доводы Платона в первую оче- редь направлены против знаменитого тезиса Протагора о человеке как о мере всех вещей: <мерой> может быть только человек, уже владеющий знанием. Далее, против учения о безусловной текучести выдвигается возражение, согласно которому защитники этого уче- ния лишены возможности точно указать, что именно движется: все ускользает от определения в вечном и безусловном потоке движения [см. там же]. Наконец, указывается, что -при безусловной теку- чести-познание невозможно еще и потому, что посредством одних лишь чувственных восприятий невозможны умозаключения, без которых не достигается никакое знание о сущности. Поэтому ответ на вопрос, что' такое знание, необходимо искать в том, что получает душа, когда осуществляет рассмотрение сущего сама по себе [см. Теэтет. 1^7 А]. Необходимое для познания единство не может быть найдено в области чувственных восприятий, так как в этой области все течет и все лишено твердой определенности. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||