|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Что же есть, по Платону, знание? Вопрос о знании освещается в ряде диалогов, из которых особо важное значение имеют <Теэтет>, <Менон>, <Пир>, <Государство>. При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из мысли о том, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В свою очередь, для истинного понимания бытия Платон считал необходимым разрешить противоречие между двумя наметившимися в греческой мысли противоположными кон- цепциями: элейской, утверждающей неизменность, тождествен- ность, неподвижность истинного бытия, и гераклитовской (отчасти отраженной также у Протагора и доведенной до крайности у Кратила), признающей его вечную текучесть, изменчивость и по- движность. Платоновское исследование гносеологических вопросов слож- но. В названных выше диалогах в каждом их них в отдельности проблема познания ставится отнюдь не во всем своем содержании, а так, что предложенные Платоном в них решения восполняют друг друга и только в своем соединении дают более или менее полный ответ на вопрос, что разумел Платон под знанием. В русской и не только в русской научной литературе, посвя- щенной Платону, чрезвычайную ценность представляют, в част- ности для освещения гносеологии Платона, исследования проф. А. Ф. Лосева. Этот выдающийся ученый, один из лучших во всем мире знатоков платонизма, дал не только превосходный по точности и обстоятельности философский и диалектический комментарий <гносеологических> диалогов Платона, но, что еще важнее, пока- зал, каким образом точка зрения, развитая Платоном, например, в <Теэтете>, дополняется в анализах <Менона>, <Пира>, <Государства> и т. д. В следующем ниже изложении теории познания Платона мы используем результаты ценного исследования проф. А.Ф. Лосева [см. 27. Т. 1, особенно с. 377^04, 439^47, 461-462, 468-483, 573-586]. При рассмотрении учения Платона о знании необходимо прежде всего иметь в виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона ни как отдельная, изолированная, ни как основная пробле- ма философии. Такое значение гносеологическая проблема полу- чила только начиная с XVII в. и только в некоторых учениях и направлениях философии. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, антропологии, от его космологии и мифологии, от его диалектики. Рассматривать Пла- тона как гносеолога в немецком или английском вкусе XVIII в.- вроде Юма или Канта - означало бы утрату или отсутствие стро- гого исторического чутья. Отсутствием этого чутья отличаются работы по интерпретации Платона и платонизма, написанные, например, неокантианцами марбургской школы - Германом Ко- геном, Паулем Наторпом^ и др. В их изображении Платон выглядит как некий античный кантианец, как трансценденталист едва ли не марбургского чекана. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||