Предыдущая страница Следующая страница

Третья теория утверждает, будто знание - не просто <истинное
мнение>, а <истинное мнение со смыслом>. Опровержению этой
теории посвящены в диалоге страницы 201 С-210 А. Сначала
Платон демонстрирует примеры, из которых как будто видно, что
одно <истинное мнение> еще не дает знания и что для возникновения
знания к истинному мнению должно присоединиться еще нечто -

<смысл>. Так, отдельные звуки с и о еще не образуют слога со: чтобы
возникло знание слога, к простому сочетанию звуков необходимо
должно присоединиться предварительное осознание их единства и
целостности в <эйдосе> (<виде>) слога. Однако если мы теперь
зададимся вопросом, что же такое это соединение элементов со
смыслом, то придется выяснить само понятие смысла, а это иссле-

дование приведет к выводу, что знание не может быть определено
и как <соединение истинного мнения со смыслом>. Как бы ни
понимать <смысл> -то ли как выражение в слове (<логос>), то ли
как перечисление элементов, то ли как указание на отличительный
признак,- во всех этих случаях прибавка <смысла> к <правильному
мнению> не создает и не может создать знания.

Таким образом, знание не есть ни ощущение, ни правильное
мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех
этих случаях знание должно быть отграничено от чувственности и
должно рассматриваться не как результат чувственных восприятий,
а как предшествующее им условие. <Теэтет> подвел вплотную к
мысли, что знание должно быть соединением чувственности и ума и
что ум осмысливает элементы чувственного опыта. Предстояло
далее показать, каким образом возможно объединение различенных
и отграниченных друг от друга деятельностей чувств и ума.

В решении этой задачи новую ступень исследования представ-
ляет диалог <Менон> - небольшой, но важный для понимания
учения Платона о знании. Непосредственный предмет <Менона> -
определение существа добродетели. Какими бы частными призна-
ками ни определялась добродетель, существенно важно, что о
добродетели имеется некое общее понятие. Хотя научиться самой
добродетели невозможно, зато изучимо и обязательно должно быть
изучено знание о добродетели.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna