|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Третья теория утверждает, будто знание - не просто <истинное мнение>, а <истинное мнение со смыслом>. Опровержению этой теории посвящены в диалоге страницы 201 С-210 А. Сначала Платон демонстрирует примеры, из которых как будто видно, что одно <истинное мнение> еще не дает знания и что для возникновения знания к истинному мнению должно присоединиться еще нечто - <смысл>. Так, отдельные звуки с и о еще не образуют слога со: чтобы возникло знание слога, к простому сочетанию звуков необходимо должно присоединиться предварительное осознание их единства и целостности в <эйдосе> (<виде>) слога. Однако если мы теперь зададимся вопросом, что же такое это соединение элементов со смыслом, то придется выяснить само понятие смысла, а это иссле- дование приведет к выводу, что знание не может быть определено и как <соединение истинного мнения со смыслом>. Как бы ни понимать <смысл> -то ли как выражение в слове (<логос>), то ли как перечисление элементов, то ли как указание на отличительный признак,- во всех этих случаях прибавка <смысла> к <правильному мнению> не создает и не может создать знания. Таким образом, знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быть отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат чувственных восприятий, а как предшествующее им условие. <Теэтет> подвел вплотную к мысли, что знание должно быть соединением чувственности и ума и что ум осмысливает элементы чувственного опыта. Предстояло далее показать, каким образом возможно объединение различенных и отграниченных друг от друга деятельностей чувств и ума. В решении этой задачи новую ступень исследования представ- ляет диалог <Менон> - небольшой, но важный для понимания учения Платона о знании. Непосредственный предмет <Менона> - определение существа добродетели. Какими бы частными призна- ками ни определялась добродетель, существенно важно, что о добродетели имеется некое общее понятие. Хотя научиться самой добродетели невозможно, зато изучимо и обязательно должно быть изучено знание о добродетели. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||