Предыдущая страница Следующая страница

Как и в <Теэтете>, в <Меноне> сопоставляются <правильное
мнение> и <знание>. В известном смысле <правильное мнение>
вполне правомерно. Оно может управлять совершением любого
дела, и управлять им нехуже знания, с не меньшей пользой. Поэтому
о человеке, который руководится правильным мнением, можно
сказать, что он ничуть не хуже того, кто владеет знанием. Так как
добродетель основывается на правильном мнении, то она: 1) не
дается человеку от природы и 2) не достигается одним лишь
обучением. Так, политики, например Фемистокл, правят городами,
основываясь не на знании, а на правильном мнении.

Однако знание все же-и, по Платону, с полным основанием -
ценится значительно выше правильного мнения. Эту разность оценки
Платон поясняет при помощи аналогии со статуями Дедала: статуи

эти, пока не связаны, бегут и убегают, а связанные стоят непод-
вижно> [Теэтет. 97 D]. Точно то же следует сказать и о правильных
мнениях. Пока они остаются постоянными, они хороши и произво-
дят доброе. Но все дело в том, что они не могут (<не хотят>) долго
оставаться неизменными. Они <убегают> из человеческой души и
потому лишены ценности - до тех пор пока кто-нибудь не свяжет
их размышлением о причине. Такое <связывание> Платон называет
припоминанием. Заговорив о <припоминании>, Платон как будто
покидает почву трезвого философского исследования и отдается во
власть своей мифотворческой фантазии. Учение о теории познания
оборачивается мифом, в философе возвышается поэт. Выведенный

в диалоге Сократ предлагает мальчику, никогда не изучавшему
геометрию, решить задачу удвоения данного квадрата и посредством
искусно поставленных вопросов приводит мальчика к правильному
решению задачи. Из этого факта тотчас извлекается принципиаль-
ный философский вывод: <Следовательно, у человека, который не
знает того, чего можно не знать, есть верные понятия о том, чего
он не знает... И теперь они вдруг порождаются у него как снови-
дение.. . Поэтому он будет знать не учась ни у кого, а только отвечая
на вопросы, то есть почерпнет знание в самом себе... Но почерпать
знание в самом себе не значит ли припоминать.^Конечно... Так не
очевидно ли, что, не получив их (знания.-В. А.) в настоящей
жизни, он имел и узнал их в какое-то другое время? И не то ли это
время, когда он не был человеком? Если же в то время, когда он
был, но не был человеком, долженствовали находиться в нем
истинные мнения, которые, будучи возбуждаемы посредством воп-
росов, становятся познаниями, то душа не будет ли познавать в
продолжение всего времени? Ведь явно, что она существует всегда,
хотя и не всегда - человек... А когда истина сущего всегда нахо-
дится у нас в душе, то не бессмертна ли душа, так что, не зная
теперь, то есть не припомнив чего-нибудь, ты должен смело ре-
шиться исследовать и припоминать> [Менон. 85В-86].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna