|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Как и в <Теэтете>, в <Меноне> сопоставляются <правильное мнение> и <знание>. В известном смысле <правильное мнение> вполне правомерно. Оно может управлять совершением любого дела, и управлять им нехуже знания, с не меньшей пользой. Поэтому о человеке, который руководится правильным мнением, можно сказать, что он ничуть не хуже того, кто владеет знанием. Так как добродетель основывается на правильном мнении, то она: 1) не дается человеку от природы и 2) не достигается одним лишь обучением. Так, политики, например Фемистокл, правят городами, основываясь не на знании, а на правильном мнении. Однако знание все же-и, по Платону, с полным основанием - ценится значительно выше правильного мнения. Эту разность оценки Платон поясняет при помощи аналогии со статуями Дедала: статуи эти, пока не связаны, бегут и убегают, а связанные стоят непод- вижно> [Теэтет. 97 D]. Точно то же следует сказать и о правильных мнениях. Пока они остаются постоянными, они хороши и произво- дят доброе. Но все дело в том, что они не могут (<не хотят>) долго оставаться неизменными. Они <убегают> из человеческой души и потому лишены ценности - до тех пор пока кто-нибудь не свяжет их размышлением о причине. Такое <связывание> Платон называет припоминанием. Заговорив о <припоминании>, Платон как будто покидает почву трезвого философского исследования и отдается во власть своей мифотворческой фантазии. Учение о теории познания оборачивается мифом, в философе возвышается поэт. Выведенный в диалоге Сократ предлагает мальчику, никогда не изучавшему геометрию, решить задачу удвоения данного квадрата и посредством искусно поставленных вопросов приводит мальчика к правильному решению задачи. Из этого факта тотчас извлекается принципиаль- ный философский вывод: <Следовательно, у человека, который не знает того, чего можно не знать, есть верные понятия о том, чего он не знает... И теперь они вдруг порождаются у него как снови- дение.. . Поэтому он будет знать не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, то есть почерпнет знание в самом себе... Но почерпать знание в самом себе не значит ли припоминать.^Конечно... Так не очевидно ли, что, не получив их (знания.-В. А.) в настоящей жизни, он имел и узнал их в какое-то другое время? И не то ли это время, когда он не был человеком? Если же в то время, когда он был, но не был человеком, долженствовали находиться в нем истинные мнения, которые, будучи возбуждаемы посредством воп- росов, становятся познаниями, то душа не будет ли познавать в продолжение всего времени? Ведь явно, что она существует всегда, хотя и не всегда - человек... А когда истина сущего всегда нахо- дится у нас в душе, то не бессмертна ли душа, так что, не зная теперь, то есть не припомнив чего-нибудь, ты должен смело ре- шиться исследовать и припоминать> [Менон. 85В-86]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||