|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Разрешение противоречия Платон дает в <Софисте> - в учении о родах сущего [см. там же. 254 D - 258 В]. Движение несовместимо с покоем и покой с движением. Но так как движение существует и покой также существует, то бытие должно быть совмеетимо и с движением, и с покоем. Итак, имеются три рода: бытие, движение и покой. Каждый из этих трех родов есть одновременно и тождест- венное - по отношению к самому себе и иное - по отношению к остальным родам. Так, движение и тождественно - по отношению к самому себе и в то же время является иным - по отношению к покою. Отсюда возникает новый вопрос - об отношении родов тождественного и иного к родам покоя и движения. Совпадают ли эти роды между собой или же тождественное и иное должны быть отличаемы от родов движения, покоя и бытия? Платон доказывает: тождественное и иное должны быть отли- чаемы от покоя и движения. И о покое, и о движении, так же как и о всяком другом роде, одинаково говорится, что они и тождест- венны - по отношению к себе и суть иное - по отношению к другому. Но так как покой и движение - противоположности и так как все то, что высказывается о противоположностях, не может быть ни каждой из этих противоположностей в отдельности, ни той и другой вместе, то покой и движение должны отличаться от тожде- ственного и иного. Итак, тождественное отличается от покоя, не говоря уже об очевидном отличии его от движения. Но оно отличается и от бытия. Если бы тождественное не отличалось от бытия, то, утверждая, что покой существует так же, как существует и движение, мы должны были бы признать, что покой тождествен с движением. Но если тождественное отличается не только от покоя и движения, но также и от бытия, то это значит, что в тождественном мы должны видеть четвертый и самостоятельный род сущего наряду с родами покоя, движения и бытия. То же самое доказывается и относительно иного. Иное отлича- ется не только от тождественного и от покоя. Иное отличается также и от бытия. В самом деле: иное всегда относительно и только относительно [см. Софист. 255 D]. Напротив, к природе бытия принадлежит и безусловное, и относительное. Поэтому иное обра- зует пятый род сущего, самостоятельный по отношению к родам бытия, покоя, движения и тождественного. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||