|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница в своей тождественности и переходит в свое <иное>, в противопо- ложное себе. Взаимопереход <идей> Когда философ характеризует истинно-сущее как неизменное, он еще не раскрывает, по Платону, всей его сущности. В силу доказательств, развиваемых в <Софисте>, должна быть отвергнута не только безусловная подвиж- ность, но и безусловная неподвижность сущего. Как только сущее делается предметом познания, оказывается, что познаваться оно не может ни при условии, если сущее рассматривается в качестве движущегося, ни при условии, если оно рассматривается только как неподвижное. Кто познает, тот действует [см. Софист. 248 D - Е]; то, что познается, испытывает действие. И действие и страдательное состояние предполагают изменение, а изменением, в свою очередь, предполагается движение. Кроме того, познание сущего предпола- гает разум, разум может быть мыслим только в душе; душа же, будучи живой, необходимо причастна к движению. <Поэтому,- рассуждает Платон,-для философа и для всякого, кто особенно ценит знание, по-видимому, совершенно необходимо не принимать неподвижной вселенной...> [Софист. 249 С-D]. Еще менее до- пустима, по Платону, точка зрения тех, <которые двигают сущее всеми способами> (там же]. Таких философов, по Платону, вовсе не следует слушать. Решение вопроса состоит в том, чтобы поступать подобно детям, которые делают, <чтобы все было неподвижным и двигалось>, т. е. <признавать бытие и вселенную вместе и недвижи- мой и подвижной> [там же. 249 D]. Но это решение приводит, по Платону, к новому противоречию. Кто утверждает, что движение и покой равно существуют, тот должен или признать, что движение и покой тождественны с бытием, а потому тождественны между собой, или признать, что бытие хотя и обнимает собой движение и покой, но отличается от них обоих. В первом случае получается нелепый вывод, будто движение должно остановиться, а покой двигаться. Во втором случае бытие, будучи отличным и от движения и от покоя, не должно ни двигаться, ни покоиться. Но <что не движется, как тому не покоиться?> и <что не покоится, как, опять-таки, тому не двигать- ся?> [там же. 250 D]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||