Предыдущая страница Следующая страница

в своей тождественности и переходит в свое <иное>, в противопо-
ложное себе.

Взаимопереход <идей>

Когда философ характеризует истинно-сущее
как неизменное, он еще не раскрывает, по
Платону, всей его сущности. В силу доказательств, развиваемых в
<Софисте>, должна быть отвергнута не только безусловная подвиж-
ность, но и безусловная неподвижность сущего. Как только сущее
делается предметом познания, оказывается, что познаваться оно не
может ни при условии, если сущее рассматривается в качестве
движущегося, ни при условии, если оно рассматривается только как
неподвижное. Кто познает, тот действует [см. Софист. 248 D - Е];
то, что познается, испытывает действие. И действие и страдательное
состояние предполагают изменение, а изменением, в свою очередь,
предполагается движение. Кроме того, познание сущего предпола-
гает разум, разум может быть мыслим только в душе; душа же,
будучи живой, необходимо причастна к движению. <Поэтому,-
рассуждает Платон,-для философа и для всякого, кто особенно
ценит знание, по-видимому, совершенно необходимо не принимать
неподвижной вселенной...> [Софист. 249 С-D]. Еще менее до-
пустима, по Платону, точка зрения тех, <которые двигают сущее
всеми способами> (там же]. Таких философов, по Платону, вовсе
не следует слушать. Решение вопроса состоит в том, чтобы поступать
подобно детям, которые делают, <чтобы все было неподвижным и
двигалось>, т. е. <признавать бытие и вселенную вместе и недвижи-
мой и подвижной> [там же. 249 D].

Но это решение приводит, по Платону, к новому противоречию.
Кто утверждает, что движение и покой равно существуют, тот
должен или признать, что движение и покой тождественны с
бытием, а потому тождественны между собой, или признать, что
бытие хотя и обнимает собой движение и покой, но отличается от
них обоих. В первом случае получается нелепый вывод, будто
движение должно остановиться, а покой двигаться. Во втором
случае бытие, будучи отличным и от движения и от покоя, не должно
ни двигаться, ни покоиться. Но <что не движется, как тому не
покоиться?> и <что не покоится, как, опять-таки, тому не двигать-
ся?> [там же. 250 D].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna