|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <красивое> [там же. 257 D-Е]. С этой точки зрения <некрасивое> есть одно существующее, которое мы противопоставляем другому существующему [там же. 257 Е]. Некрасивое, невеликое, неспра- ведливое существуют так же, как существуют красивое, великое и справедливое. Так как иное есть род существующего, то все частные разно- видности иного также должны быть существующими. Область иного беспредельна. Каждое отрицание понятия, означающего известный предмет бытия, очерчивает беспредельную область иного, которая противопоставляется как один вид существующего отрицаемому понятию как другому виду существующего. Таким образом, <суще- ствующее, без всякого противоречия, становится тысячи тысяч раз не существующим> [Софист. 259 В]. Противоречия здесь не полу- чается именно потому, что всякая частная область иного рассмат- ривается Платоном как нечто существующее. Иное, чем бытие, так же существует, как и само бытие. Но так как иное, чем бытие, есть небытие, то получается, что небытие существует так же, как и бытие. Итак, небытие существует. Положение это выводится Платоном из необходимости, с какой бытие переходит в свое иное. Самый переход этот трактуется у Платона не только как необходимый для мысли, поскольку бытие мыслится, но в силу соответствия между видами познания и самими предметами познания как выражающий природу самого бытия. В то время как в <Софисте> излагается <диалектика> пяти высших родов сущего, в <Пармениде> развертывается <диалектика> единого и многого. По развиваемому здесь учению, бытие, поскольку оно рассматривается само по себе, едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, бездейственно и не подлежит страданию. Напротив, то же бытие, поскольку оно рассматривается через свое иное, множественно, возникает, содержит в себе различия, измен- чиво, подвижно и подлежит страданию. Поэтому, согласно полному определению своей сущности, бытие одновременно и едино и множественно, и вечно и преходяще, и неизменно и изменчиво, и покоится и не покоится, и движется и не движется, и действует и не действует, и страдает и не страдает. Все вторые в каждой паре определения высказываются как определения иного. Но так как иное есть иное по отношению к бытию, или иное бытия, то все эти определения оказываются определениями также и самого бытия. Итак, бытие как по самой своей природе, так и по своему понятию необходимо заключает в себе противоположные определения. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||