|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Учение это представляло несомненное отступление от метафи- зики неизменных и тождественных <идей>. Платоновская <диалек- тика> бытия и небытия, единого и многого, тождественного и иного, покоя и движения как непосредственно, так и через переработку неоплатоников III-VBB. н. э. оказала в XIX в. несомненное влияние на разработку диалектики Гегелем. Важную особенность диалектики Платона со- lflKOH нрппсупп^лпрчия ставляет то, что противоположные определе- ния сущего, развиваемые им, отнюдь не означают отказа от принципа непротиворечия. Хотя Платон доказывает, что одно и то же бытие едино и множественно в одно и то же время, он поясняет при этом, что <единым> и <множественным> оно оказывается в различных отношениях: бытие <едино>, поскольку оно рассматрива- ется в отношении к самому себе, к своей тождественной основе. И то же самое бытие <множественно>, поскольку оно рассматривается в другом отношении - в отношении к своему <иному>. И все другие определения бытия у Платона, все они мыслятся как противопо- ложные друг другу, но не как противоречащие в одном и том же отношении. Особенно ясно это платоновское понимание противоположно- сти выступает в замечательном месте четвертой книги <Государства> [Госуд. 436 В -437 А]. Здесь обсуждается, возможно ли, чтобы противоположности относились к одному и тому же предмету, рассматриваемому в одно и то же время, в одном и том же отношении. <Возможно ли,-спрашивает здесь Платон,-чтобы одно и то же стояло и двигалось в отношении к одному и тому же> [Госуд. 436 С]. Чтобы ответить на этот вопрос, Платон считает необходимым предварительно устранить одно недоразумение. Если бы, рассуж- дает Платон, кто-нибудь, видя, что человек стоит и в то же время движет руками и головой, стал утверждать, будто человек этот <стоит и вместе движется>, то с утверждающим это нельзя было бы согласиться, но следовало бы сказать, что в таком человеке <одно стоит, а другое движется> [там же]. Согласиться с утверждающим нечто подобное так же невозможно, как невозможно согласиться с человеком, который стал бы, подшучивая над своим собеседником, лукаво утверждать, будто кубик или другое какое-либо вертящееся |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||