|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Итак, небытие существует. Положение это выводится Платоном из необходимости, с какой бытие переходит в свое иное. Самый переход этот трактуется у Платона не только как необходимый для мысли, поскольку бытие мыслится, но в силу соответствия между видами познания и самими предметами познания как выражающий природу самого бытия. В то время как в <Софисте> излагается <диалектика> пяти высших родов сущего, в <Пармениде> развертывается <диалектика> единого и многого. По развиваемому здесь учению, бытие, поскольку оно рассматривается само по себе, едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, бездейственно и не подлежит страданию. Напротив, то же бытие, поскольку оно рассматривается через свое иное, множественно, возникает, содержит в себе различия, измен- чиво, подвижно и подлежит страданию. Поэтому, согласно полному определению своей сущности, бытие одновременно и едино и множественно, и вечно и преходяще, и неизменно и изменчиво, и покоится и не покоится, и движется и не движется, и действует и не действует, и страдает и не страдает. Все вторые в каждой паре определения высказываются как определения иного. Но так как иное есть иное по отношению к бытию, или иное бытия, то все эти определения оказываются определениями также и самого бытия. Итак, бытие как по самой своей природе, так и по своему понятию необходимо заключает в себе противоположные определения. Учение это представляло несомненное отступление от метафи- зики неизменных и тождественных <идей>. Платоновская <диалек- тика> бытия и небытия, единого и многого, тождественного и иного, покоя и движения как непосредственно, так и через переработку неоплатоников III-VBB. н. э. оказала в XIX в. несомненное влияние на разработку диалектики Гегелем. Важную особенность диалектики Платона со- lflKOH ltfiTin(yTIIR()nf*41111 ставляет то, что противоположные определе- ния сущего, развиваемые им, отнюдь не означают отказа от принципа непротиворечия. Хотя Платон доказывает, что одно и то же бытие едино и множественно в одно и то же время, он поясняет при этом, что <единым> и <множественным> оно оказывается в различных отношениях: бытие <едино>, поскольку оно рассматрива- ется в отношении к самому себе, к своей тождественной основе. И то же самое бытие <множественно>, поскольку оно рассматривается в другом отношении - в отношении к своему <иному>. И все другие определения бытия у Платона, все они мыслятся как противопо- ложные друг другу, но не как противоречащие в одном и том же отношении. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||