Предыдущая страница Следующая страница

Особенно ясно это платоновское понимание противоположно-
сти выступает в замечательном месте четвертой книги <Государства>
[Госуд. 436 В -437 А]. Здесь обсуждается, возможно ли, чтобы
противоположности относились к одному и тому же предмету,
рассматриваемому в одно и то же время, в одном и том же
отношении. <Возможно ли,-спрашивает здесь Платон,-чтобы
одно и то же стояло и двигалось в отношении к одному и тому же>
[Госуд. 436 С].

Чтобы ответить на этот вопрос, Платон считает необходимым
предварительно устранить одно недоразумение. Если бы, рассуж-
дает Платон, кто-нибудь, видя, что человек стоит и в то же время

движет руками и головой, стал утверждать, будто человек этот <стоит
и вместе движется>, то с утверждающим это нельзя было бы
согласиться, но следовало бы сказать, что в таком человеке <одно

стоит, а другое движется> [там же]. Согласиться с утверждающим
нечто подобное так же невозможно, как невозможно согласиться с
человеком, который стал бы, подшучивая над своим собеседником,
лукаво утверждать, будто кубик или другое какое-либо вертящееся

на своей оси тело вместе и стоит и движется, когда, уткнувшись в

одно место окончанием своей оси, тело это вращается вокруг своей
оси. Согласиться с этим, рассуждает Платон, невозможно, и невер-
но, будто такие вещи <вращаются и не вращаются в отношении к
одному и тому же> [там же. 436 D-Е]. О таких вещах следовало
бы сказать, <что в них есть и прямое и круглое и что в отношении

прямоты они стоят -ибо никуда не отклоняются,- в отношении
окружности же совершают круговое движение> [там же. 436 Е].

По Платону, кто поймет несостоятельность утверждения, при-
писывающего одному и тому же предмету свойства, противоречащие
друг другу в одном и том же отношении, тот уже не впадет в подобное
недоразумение и уже не станет уверять, <будто что-нибудь, будучи
тем же в отношении к тому же и для того же, иногда может терпеть
или делать противное> [Госуд. 437 А].

Вывод этот, как подчеркивает сам Платон, относится не только
к некоторым частным случаям противоречащих утверждений. Вы-
вод этот - общая предпосылка для всех возможных случаев, всеоб-
щий онтологический и логический закон. <Чтобы через рассуждение
о всех таких недоумениях и чрез доказывание их несправедливости
не подвергаться нам необходимости удлиннять свою речь,-рас-
суждает Платон,-мы примем это положение за верное и будем
двигаться вперед, условившись, что даже в случае, если бы что-либо
показалось нам иначе, а не так, мы будем решать все, исходя из
этого положения> [там же].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna