|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Особенно ясно это платоновское понимание противоположно- сти выступает в замечательном месте четвертой книги <Государства> [Госуд. 436 В -437 А]. Здесь обсуждается, возможно ли, чтобы противоположности относились к одному и тому же предмету, рассматриваемому в одно и то же время, в одном и том же отношении. <Возможно ли,-спрашивает здесь Платон,-чтобы одно и то же стояло и двигалось в отношении к одному и тому же> [Госуд. 436 С]. Чтобы ответить на этот вопрос, Платон считает необходимым предварительно устранить одно недоразумение. Если бы, рассуж- дает Платон, кто-нибудь, видя, что человек стоит и в то же время движет руками и головой, стал утверждать, будто человек этот <стоит и вместе движется>, то с утверждающим это нельзя было бы согласиться, но следовало бы сказать, что в таком человеке <одно стоит, а другое движется> [там же]. Согласиться с утверждающим нечто подобное так же невозможно, как невозможно согласиться с человеком, который стал бы, подшучивая над своим собеседником, лукаво утверждать, будто кубик или другое какое-либо вертящееся на своей оси тело вместе и стоит и движется, когда, уткнувшись в одно место окончанием своей оси, тело это вращается вокруг своей оси. Согласиться с этим, рассуждает Платон, невозможно, и невер- но, будто такие вещи <вращаются и не вращаются в отношении к одному и тому же> [там же. 436 D-Е]. О таких вещах следовало бы сказать, <что в них есть и прямое и круглое и что в отношении прямоты они стоят -ибо никуда не отклоняются,- в отношении окружности же совершают круговое движение> [там же. 436 Е]. По Платону, кто поймет несостоятельность утверждения, при- писывающего одному и тому же предмету свойства, противоречащие друг другу в одном и том же отношении, тот уже не впадет в подобное недоразумение и уже не станет уверять, <будто что-нибудь, будучи тем же в отношении к тому же и для того же, иногда может терпеть или делать противное> [Госуд. 437 А]. Вывод этот, как подчеркивает сам Платон, относится не только к некоторым частным случаям противоречащих утверждений. Вы- вод этот - общая предпосылка для всех возможных случаев, всеоб- щий онтологический и логический закон. <Чтобы через рассуждение о всех таких недоумениях и чрез доказывание их несправедливости не подвергаться нам необходимости удлиннять свою речь,-рас- суждает Платон,-мы примем это положение за верное и будем двигаться вперед, условившись, что даже в случае, если бы что-либо показалось нам иначе, а не так, мы будем решать все, исходя из этого положения> [там же]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||