|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница По Платону, в предметах чувственного мира не только проти- воположное переходит в противоположное, но и в одной и той же вещи в одно и то же время совмещаются противоположные качества, притом не случайно, а необходимым образом. <В этих именно прекрасных предметах,-спрашивает Платон,-не проявляется, думаешь, ничего безобразного? В этих справедливых - ничего несправедливого? В этих благочестивых - ничего нечестивого?> [Госуд. 479 А]. <Нет,- отвечает философ,- они по необходимости являются как-то и прекрасными и безобразными> (там же]. Но противоположности могут сосуществовать и совмещаться - таково убеждение Платона - только для мнения, только для низшей части души, направленной на познание чувственных предметов. Напротив, для разумной части души, направленной на познание истинно-сущих <видов>, или <идей>, верховным законом будет закон, запрещающий мыслить совмещение противоположных ут- верждений об одном и том же предмете: <Не сказали ли мы, - поучает Платон,-что одному и тому же невозможно мыслить противоположное об одном и том же?> [Госуд. 602 Е]. <Да и правильно сказали. Следовательно,-заключает Платон,-часть души, имеющая мнение, противоположное мере, не одна и та же с частью ее, мыслящей согласно мере> [там же. 603 А]. Эта часть души, допускающая совмещение противоречащих определений, проявляется в нас, по Платону, например, когда, приступая к измерению и обозначая нечто как большее, меньшее или равное сравнительно с другим, душа представляет себе <противоположное в отношении одних и тех же вещей> [там же. 602 Е]. Но, будучи недопустимым и немыслимым в отношении к ис- тинно-сущему, противоречие, возникающее при известных услови- ях в мысли, есть, по Платону, ценный стимул познания и исследования. Противоречие есть зля Платона не то, что может быть усмотрено познанием в самих вещах, а то, что, появившись в мысли, побуждает мысль к познанию истинно-сущего. Мы уже знаем, что, по учению Платона, душа всеведуща. Будучи бессмертной и часто рождаясь и воплощаясь, душа все видела - и здесь, и в преисподней, так что нет вещи, которой она не знала бы [см. Менон. 81 С]. Но чтобы извлекать из души погребенные в ней и позабытые ею знания, необходимо вызвать душу к размышлению. Однако, по Платону, впечатление или мысль, не затронутые про- тиворечием, не могут побудить душу к размышлению. Сделать это, вызвать душу к размышлению может только такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. <Не вызывает на размышление,-говорит Платон,-то, что не переходит в про- тивоположное ощущение, тогда как то, что переступает в противо- положное ощущение, то есть когда ощущение говорит об одном нисколько не меньше, чем о противоположном, я считаю вызыва- ющим на размышление> [Госуд. 523 С). |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||