Предыдущая страница Следующая страница

По Платону, в предметах чувственного мира не только проти-
воположное переходит в противоположное, но и в одной и той же
вещи в одно и то же время совмещаются противоположные качества,
притом не случайно, а необходимым образом. <В этих именно
прекрасных предметах,-спрашивает Платон,-не проявляется,
думаешь, ничего безобразного? В этих справедливых - ничего
несправедливого? В этих благочестивых - ничего нечестивого?>
[Госуд. 479 А]. <Нет,- отвечает философ,- они по необходимости
являются как-то и прекрасными и безобразными> (там же].

Но противоположности могут сосуществовать и совмещаться -
таково убеждение Платона - только для мнения, только для низшей
части души, направленной на познание чувственных предметов.
Напротив, для разумной части души, направленной на познание
истинно-сущих <видов>, или <идей>, верховным законом будет
закон, запрещающий мыслить совмещение противоположных ут-
верждений об одном и том же предмете: <Не сказали ли мы, -
поучает Платон,-что одному и тому же невозможно мыслить
противоположное об одном и том же?> [Госуд. 602 Е]. <Да и
правильно сказали. Следовательно,-заключает Платон,-часть
души, имеющая мнение, противоположное мере, не одна и та же с
частью ее, мыслящей согласно мере> [там же. 603 А]. Эта часть
души, допускающая совмещение противоречащих определений,
проявляется в нас, по Платону, например, когда, приступая к
измерению и обозначая нечто как большее, меньшее или равное
сравнительно с другим, душа представляет себе <противоположное
в отношении одних и тех же вещей> [там же. 602 Е].

Но, будучи недопустимым и немыслимым в отношении к ис-
тинно-сущему, противоречие, возникающее при известных услови-
ях в мысли, есть, по Платону, ценный стимул познания и
исследования. Противоречие есть зля Платона не то, что может

быть усмотрено познанием в самих вещах, а то, что, появившись в
мысли, побуждает мысль к познанию истинно-сущего.

Мы уже знаем, что, по учению Платона, душа всеведуща. Будучи
бессмертной и часто рождаясь и воплощаясь, душа все видела - и
здесь, и в преисподней, так что нет вещи, которой она не знала бы
[см. Менон. 81 С]. Но чтобы извлекать из души погребенные в ней
и позабытые ею знания, необходимо вызвать душу к размышлению.
Однако, по Платону, впечатление или мысль, не затронутые про-
тиворечием, не могут побудить душу к размышлению. Сделать это,
вызвать душу к размышлению может только такое впечатление или
такая мысль, которые заключают в себе противоречие. <Не вызывает
на размышление,-говорит Платон,-то, что не переходит в про-
тивоположное ощущение, тогда как то, что переступает в противо-
положное ощущение, то есть когда ощущение говорит об одном
нисколько не меньше, чем о противоположном, я считаю вызыва-
ющим на размышление> [Госуд. 523 С).

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna