|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Положение, о котором здесь идет речь, есть закон противоречия, или закон немыслимости противоречия. В качестве закона он озна- чает невозможность и недопустимость мыслить противоречащие утверждения об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении. В <Федоне> Платон разъясняет, что не только <идеям>, но и качествам чувственных вещей принадлежит свойство, по которому относительно этих вещей не могут быть одновременно утверждаемы противоречащие определения. <Мне кажется,- поясняет Платон,- что не только великое само по себе никогда не желает быть вместе великим и малым, но великое наше и не принимает малого и не хочет превосходить малого. Тут одно из двух: великое или убегает или удаляется, когда подходит противо- положное ему малое, или исчезает, когда последнее уже подошло> [Федон. 102 D-Е]. Так же и все другие противоположности, оставаясь тем, чем были, не хотят сделаться или быть противопо- ложными другому, но в этом состоянии или устраняются или исчезают. А несколько ниже в ответ на слова одного из собеседни- ков, напомнившего Сократу, что в прежних рассуждениях Сократ допускал возможность происхождения большего из меньшего и меньшего из большего и вообще противоположного из противопо- ложного, Сократ, устами которого здесь говорит сам Платон, разъясняет, в чем состоит отличие его теперешнего тезиса, запре- щающего совместимость противоречий, от прежних рассуждений. <Тогда говорилось,-поясняет Сократ,-что противоположная вещь возникает из противоположной, а теперь, что противополож- ное -само по себе -ни в нас, ни в природе никогда не может сделаться противоположным самому себе> [Федон. 103 В]. Совмещение противоположностей, по Плато- Диалектика " з и чувственный мир "У' недопустимо в определениях мысли, которые должны рассматриваться в качестве тождест- венных себе и относительно которых нельзя мыслить совместимость противоречащих утверждений. Напротив, чувственные вещи могут переходить в противоположное себе. Чувственный мир есть область, в которой <противное происходит из противного,-если только имеется что-нибудь ему противоположное,-как, например, по- хвальное - постыдному, справедливое - несправедливому> и т. д. [там же. 70 D]. <Не необходимо ли,-так заключает Платон это свое рассуждение,-чтобы вещи, по отношению к которым есть нечто противоположное, происходили не из чего более, как из того, что им противоположно?> |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||