Предыдущая страница Следующая страница

Положение, о котором здесь идет речь, есть закон противоречия,
или закон немыслимости противоречия. В качестве закона он озна-
чает невозможность и недопустимость мыслить противоречащие
утверждения об одном и том же предмете, в одно и то же время, в
одном и том же отношении. В <Федоне> Платон разъясняет, что не
только <идеям>, но и качествам чувственных вещей принадлежит
свойство, по которому относительно этих вещей не могут быть
одновременно утверждаемы противоречащие определения. <Мне
кажется,- поясняет Платон,- что не только великое само по себе
никогда не желает быть вместе великим и малым, но великое наше
и не принимает малого и не хочет превосходить малого. Тут одно из
двух: великое или убегает или удаляется, когда подходит противо-
положное ему малое, или исчезает, когда последнее уже подошло>
[Федон. 102 D-Е]. Так же и все другие противоположности,
оставаясь тем, чем были, не хотят сделаться или быть противопо-
ложными другому, но в этом состоянии или устраняются или
исчезают. А несколько ниже в ответ на слова одного из собеседни-
ков, напомнившего Сократу, что в прежних рассуждениях Сократ
допускал возможность происхождения большего из меньшего и
меньшего из большего и вообще противоположного из противопо-
ложного, Сократ, устами которого здесь говорит сам Платон,
разъясняет, в чем состоит отличие его теперешнего тезиса, запре-
щающего совместимость противоречий, от прежних рассуждений.

<Тогда говорилось,-поясняет Сократ,-что противоположная

вещь возникает из противоположной, а теперь, что противополож-
ное -само по себе -ни в нас, ни в природе никогда не может
сделаться противоположным самому себе> [Федон. 103 В].

Совмещение противоположностей, по Плато-
Диалектика                  "      з
и чувственный мир  "У' недопустимо в определениях мысли, которые

должны рассматриваться в качестве тождест-
венных себе и относительно которых нельзя мыслить совместимость
противоречащих утверждений. Напротив, чувственные вещи могут
переходить в противоположное себе. Чувственный мир есть область,
в которой <противное происходит из противного,-если только
имеется что-нибудь ему противоположное,-как, например, по-
хвальное - постыдному, справедливое - несправедливому> и т. д.
[там же. 70 D]. <Не необходимо ли,-так заключает Платон это
свое рассуждение,-чтобы вещи, по отношению к которым есть
нечто противоположное, происходили не из чего более, как из того,
что им противоположно?>

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna