|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <диалектика>-путь, или движение, мысли через неистинное к истинному! Именно поэтому, наряду с учением о противоречиях как о всего лишь отрицательном условии истинного знания, Платон иногда определяет <диалектику> и как положительную, более того, как верховную науку, ведущую от осознанного противоречия и от осоз- нанной сбивчивости в мышлении к верховному постижению ис- тинно-сущего. Понятая в этом смысле как наука, ведущая к познанию истинно-сущего, <диалектика> провозглашается у Пла- тона даже первой и высшей из всех наук, завершающей все дело знания. <Не кажется ли тебе,-поучает платоновский Сократ,- что диалектика, как некое увенчание наук, стоит у нас наверху, и что никакая другая наука, по справедливости, не может стоять выше ее: ею должны завершаться все науки> [Госуд. 534 Е]. <Все другие искусства,-разъясняет Платон,- имеют в виду либо человеческие мнения и пожелания, либо происхождение и состав, либо обработку того, что происходит и составляется> [там же. 533 В]. Если же есть и такие науки, как геометрия и примыкающие к ней, которые, как мы видим, <как бы грезят о сущем>, то науки эти, по Платону, не в состоянии усматривать его наяву, так как, пользуясь предполо- жениями, науки эти оставляют свои предположения неподвижными и не могут дать им основания [там же. 533 С]. Только диалектиче- ский метод один идет, по Платону, правильным путем, <возводя предположения к самому началу -с тем, чтобы утвердить их>. Поскольку Платон рассматривает <диалектику> как положи- тельную и даже как верховную науку, он видит в ней лишь метод восхождения от данных предположений ко все более и более высоким основаниям, пока наконец ум не дойдет до наивысшего и уже не предполагаемого основания, не сводимого ни к чему более высокому. Это движение от данных в науке предположений к их непредполагаемой первооснове есть движение, совершающееся в чистом мышлении, отрешенном от всего чувственного. Только тот окажется у самой цели мыслимого, кто приступает к диалектике без всяких чувств, кто стремится к сущему самому по себе через посредство ума и не отступает от диалектики, пока не постигнет своим мышлением самое благо [см. Госуд. 532 А]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||