|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества <делал свое> и притом <только свое> дело. Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимается каждый самыми различными делами - и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распро- дажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощ- ный человек. Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к после- довательному развитию ее в еще худшую форму государственного устройства - в демократию. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии. Развитие роскошного образа жизни в олигархии, неудержимая и неукротимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бед- няков способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, гарантирующего богатьм господство над бедными. Неуклон- но развиваясь, имущественная противоположность становится за- метной даже во внешности тех и других. С другой стороны, самые условия общественной жизни делают неизбежными не только час- тые встречи с богатыми, но даже совместные действия: в играх, в состязаниях, на войне. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества. Это и есть демократия. Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей демократической формы правле- ния. Та же болезнь, которая заразила и погубила олигархию от своеволия, еще больше и еще сильнее заражает и порабощает демократию [см. Госуд. VIII, 563 Е]. По Платону, все, что делается слишком, вознаграждается великой переменой в противоположную сторону: так бывает со сменой времен года, в растениях, всех телах и ничуть не меньше в правлениях: избыток свободы должен при- водить отдельного человека, так же как и полис (город-государство), не к чему иному, как к рабству [см. Госуд. VIII, 563 Е -564 А]. Поэтому и тирания происходит именно из демократии, как жесто- чайшее рабство - из высочайшей свободы. Тиран вырастает не из чего более, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он <улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем> [там же. VIII, 566 D - Е]. Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужест- венно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, <пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы> [Госуд. VIII, 566 Е-567 В). |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||