Предыдущая страница Следующая страница

Первоначальный тип общежития как тип идеальный нарисован
Платоном не только в <Государстве>, но и в <Законах>, где он
изобразил уже не столь идиллические, как в эру Хроноса, условия
жизни людей, спасшихся на вершинах гор во время потопа. Иде-
альному типу Платон противопоставил отрицательный тип обще-
ственного устройства. В нем главным двигателем поведения людей
оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона,
все существующие государства принадлежат к этому, отрицатель-
ному типу: <Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два
государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых,
другое -бедных> [Госуд. IV, 422 Е].

ф          Отрицательный тип государства выступает в
государства     четырех формах: тимократия, олигархия, де-
мократия и тирания. В сравнении с идеальным
государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудше-
ние или извращение формы идеальной. В отрицательных формах
государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедли-
вого распределения обязанностей - насилие и насильственное
принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к
высшим целям общежития - стремление к власти ради низких
целей, вместо отречения от материальных интересов - алчность.

Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по
Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве чес-
толюбцев. Уже с первыми признаками упадка возникает страсть к
обогащению и стремление к стяжанию. В тимократии первоначаль-
но сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользу-
ются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных
работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в
военном искусстве и в гимнастике процветают. Однако со временем
охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и
хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в
этом жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается
переход от тимократии к олигархии - господству немногих над
большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на
оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не
имеют участия в правлении [см. Госуд. VIII, 550 С]. В подобном
городе <был бы по необходимости не один город, а два: один из
людей бедных, другой - из богатых, и оба они, живя в том же самом
месте, злоумышляли бы друг против друга> [там же. VIII, 551 D]. В
олигархическом государстве расточители-богачи; подобно трут-
ням в пчелином улье, они превращаются в конце концов в бедняков,
но в отличие от пчелиных трутней, лишенных жала, многие из этих
двуногих трутней -с жалом: преступники, злодеи, воры, отрезы-
ватели кошельков, святотатцы, мастера всяческих злых дел.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna