|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Первоначальный тип общежития как тип идеальный нарисован Платоном не только в <Государстве>, но и в <Законах>, где он изобразил уже не столь идиллические, как в эру Хроноса, условия жизни людей, спасшихся на вершинах гор во время потопа. Иде- альному типу Платон противопоставил отрицательный тип обще- ственного устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. По мнению Платона, все существующие государства принадлежат к этому, отрицатель- ному типу: <Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое -бедных> [Госуд. IV, 422 Е]. ф Отрицательный тип государства выступает в государства четырех формах: тимократия, олигархия, де- мократия и тирания. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудше- ние или извращение формы идеальной. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедли- вого распределения обязанностей - насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития - стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов - алчность. Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве чес- толюбцев. Уже с первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению и стремление к стяжанию. В тимократии первоначаль- но сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользу- ются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в военном искусстве и в гимнастике процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии - господству немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении [см. Госуд. VIII, 550 С]. В подобном городе <был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, другой - из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга> [там же. VIII, 551 D]. В олигархическом государстве расточители-богачи; подобно трут- ням в пчелином улье, они превращаются в конце концов в бедняков, но в отличие от пчелиных трутней, лишенных жала, многие из этих двуногих трутней -с жалом: преступники, злодеи, воры, отрезы- ватели кошельков, святотатцы, мастера всяческих злых дел. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||