|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран и государств требует производства излишка товаров для торговли ими, увеличения числа работников, изготовляющих эти товары. В свою очередь, развитая торговля требует специальности и деятельности посредников по купле и продаже, по импорту и экспорту. Так, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется разряд торговцев. Однако этим усложнение специ- ализации не ограничивается: торговля по морю вызывает к жизни потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров. Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы государ- ству не только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. Возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций -мелких торговцев и посредников, скупщи- ков и перепродавцов. Для полного осуществления хозяйственной жизни государства Платон считает необходимым также специальный разряд обслужи- вающих наемных работников, продающих свою рабочую силу за плату. Такими <наемниками> Платон называет людей, которые <продают полезность своей силы и именуют ее цену наемной платой> [Госуд. II, 371 Е]. Указанными разрядами специализированного общественного труда исчерпываются работники, производящие необходимые для государства продукты либо так или иначе способствующие этому производству и созиданию порождаемых им потребительных цен- ностей. Это низший класс или разряд граждан в иерархии государ- ства. Над ним у Платона стоят высшие классы: воинов-стражей и правителей. Весьма важную для общества потребность образует нужда в специалистах военного дела. Выделение их в особую отрасль обще- ственного разделения труда, по Платону, необходимо не только ввиду важности их профессии для государства, но также и вследст- вие особой ее трудности, требующей и особого воспитания, и технического умения, и специальных знаний. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||