Предыдущая страница Следующая страница

При переходе от класса работников производительного труда к
классу воинов-стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает
принцип деления. Различия между отдельными разрядами класса
производящих работников он характеризует по различиям их про-
фессиональных функций. Предполагается, что в отношении нрав-
ственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне: и
земледельцы, и ремесленники, и купцы. Другое дело-воины-
стражи и правители-философы. Для них необходимость обособле-
ния от групп работников, обслуживающих хозяйство, основывается
уже не на их профессиональных особенностях, а на отличии их
нравственных качеств от нравственных свойств работников произ-
водства. А именно: нравственные черты работников хозяйства
Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в
особенности ниже - правителей государства.

Нарушение принципа деления в учении Пла-
^^^^    тона о различии классов общества отмечено в

прекрасной работе В.Я. Железнова <Экономи-
ческое мировоззрение древних греков> [см. 21.С. 74-152, особенно
с. 99-100].

Впрочем, нравственная дискриминация трудящихся несколько
скрадывается у Платона оговоркой, согласно которой все три
разряда граждан государства в равной мере необходимы государству
и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.

Другая оговорка Платона, смягчающая неприглядную резкость
и надменность защищаемой им аристократической точки зрения,
состоит в признании, что между происхождением из того или иного
разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи: люди,
наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в
низшем общественном разряде, и наоборот: рожденные от граждан
обоих высших разрядов могут родиться с низкими душами.

Так как возможность подобного несоответствия угрожает гар-
монии государственного строя, то в число обязанностей класса
правителей входит, по Платону, обязанность исследовать нравст-
венные задатки детей и распределять их в соответствии с этими

задатками между тремя основными разрядами государства. Если в
душе вновь родившегося окажется <медь> или <железо>, то, в каком
бы разряде он ни родился, его следует без всякого сожаления
прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленни-
ков родится младенец с примесью в душе <золота> или <серебра>,
то вновь рожденный должен быть причислен к разряду правителей
или же воинов-стражей.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna