|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница При переходе от класса работников производительного труда к классу воинов-стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. Различия между отдельными разрядами класса производящих работников он характеризует по различиям их про- фессиональных функций. Предполагается, что в отношении нрав- ственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне: и земледельцы, и ремесленники, и купцы. Другое дело-воины- стражи и правители-философы. Для них необходимость обособле- ния от групп работников, обслуживающих хозяйство, основывается уже не на их профессиональных особенностях, а на отличии их нравственных качеств от нравственных свойств работников произ- водства. А именно: нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности ниже - правителей государства. Нарушение принципа деления в учении Пла- ^^^^ тона о различии классов общества отмечено в прекрасной работе В.Я. Железнова <Экономи- ческое мировоззрение древних греков> [см. 21.С. 74-152, особенно с. 99-100]. Впрочем, нравственная дискриминация трудящихся несколько скрадывается у Платона оговоркой, согласно которой все три разряда граждан государства в равной мере необходимы государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное. Другая оговорка Платона, смягчающая неприглядную резкость и надменность защищаемой им аристократической точки зрения, состоит в признании, что между происхождением из того или иного разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот: рожденные от граждан обоих высших разрядов могут родиться с низкими душами. Так как возможность подобного несоответствия угрожает гар- монии государственного строя, то в число обязанностей класса правителей входит, по Платону, обязанность исследовать нравст- венные задатки детей и распределять их в соответствии с этими задатками между тремя основными разрядами государства. Если в душе вновь родившегося окажется <медь> или <железо>, то, в каком бы разряде он ни родился, его следует без всякого сожаления прогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленни- ков родится младенец с примесью в душе <золота> или <серебра>, то вновь рожденный должен быть причислен к разряду правителей или же воинов-стражей. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||