|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Государство Платона - не единственная сфера проявления <справедливости>. Для Платона государство -как бы макромир, которому соответствует микромир в каждом отдельном человеке, в частности в его душе. Согласно Платону, в душе существуют и требуют гармоничного сочетания три элемента, или три начала: 1) разумное, 2) аффективное и 3) неразумное, или вожделеющее- <друг удовлетворений и наслаждений>. В государстве три разряда его граждан -правители, воины и работники производительного труда - составляют гармоничное целое под руководством наиболее разумного класса. Но то же происходит и в душе отдельного человека. Если каждая из трех составных частей души будет совершать свое дело под управлением, то гармония души не нарушится. При таком строе души разумное начало будет господствовать, аффективное - выполнять обязан- ность защиты, а вожделеющее-повиноваться и укрощать свои дурные стремления [см. там же. IV, 442 А). От дурных поступков и от несправедливости человека ограждает именно то, что в его душе каждая ее часть исполняет предназначенную ей функцию - как в деле господства, так и в деле подчинения. Начертанный проект наилучшей организации общества и госу- дарства Платон считает осуществимым только для греков. Для народов, окружающих Элладу, он не применим в силу полной будто бы их неспособности к устройству общественного порядка, осно- ванного на началах разума. Таков <варварский> мир в исконном смысле этого слова, обозначающем все негреческие народы незави- симо от степени их цивилизации и политического развития. Разли- чие между эллинами и варварами настолько существенно, что даже нормы ведения войны будут иными-в зависимости от того, ведется ли война между греческими племенами и государствами или между греками и варварами. В первом случае должны соблю- даться принципы человеколюбия, продажа пленных в рабство не допускается; во втором война ведется со всей беспощадностью, а побежденные обращаются в рабов. В первом случае вооруженной борьбы для нее подходит термин <домашний спор> (OT:a.oiq), во втором - <война> (7Ю^Ец.о(;) [см. там же. IV, 470]. Следовательно, заключает Платон, когда эллины сражаются с варварами и варвары с эллинами, мы назовем их воюющими и врагами по природе, и такую вражду следует именовать войной; когда же эллины делают что-либо подобное против элли- нов, мы скажем, что по природе они - друзья, только в этом случае Эллада больна и находится в разладе, что следует называть <домаш- ним спором>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||