Предыдущая страница Следующая страница

Государство Платона - не единственная сфера проявления
<справедливости>. Для Платона государство -как бы макромир,
которому соответствует микромир в каждом отдельном человеке, в
частности в его душе. Согласно Платону, в душе существуют и
требуют гармоничного сочетания три элемента, или три начала:
1) разумное, 2) аффективное и 3) неразумное, или вожделеющее-
<друг удовлетворений и наслаждений>.

В государстве три разряда его граждан -правители, воины и
работники производительного труда - составляют гармоничное
целое под руководством наиболее разумного класса. Но то же
происходит и в душе отдельного человека. Если каждая из трех
составных частей души будет совершать свое дело под управлением,
то гармония души не нарушится. При таком строе души разумное
начало будет господствовать, аффективное - выполнять обязан-
ность защиты, а вожделеющее-повиноваться и укрощать свои
дурные стремления [см. там же. IV, 442 А). От дурных поступков и
от несправедливости человека ограждает именно то, что в его душе

каждая ее часть исполняет предназначенную ей функцию - как в
деле господства, так и в деле подчинения.

Начертанный проект наилучшей организации общества и госу-
дарства Платон считает осуществимым только для греков. Для
народов, окружающих Элладу, он не применим в силу полной будто
бы их неспособности к устройству общественного порядка, осно-
ванного на началах разума. Таков <варварский> мир в исконном
смысле этого слова, обозначающем все негреческие народы незави-
симо от степени их цивилизации и политического развития. Разли-
чие между эллинами и варварами настолько существенно, что даже

нормы ведения войны будут иными-в зависимости от того,
ведется ли война между греческими племенами и государствами
или между греками и варварами. В первом случае должны соблю-
даться принципы человеколюбия, продажа пленных в рабство не
допускается; во втором война ведется со всей беспощадностью, а
побежденные обращаются в рабов.

В первом случае вооруженной борьбы для нее подходит термин
<домашний спор> (OT:a.oiq), во втором - <война> (7Ю^Ец.о(;) [см. там
же. IV, 470]. Следовательно, заключает Платон, когда эллины
сражаются с варварами и варвары с эллинами, мы назовем их
воюющими и врагами по природе, и такую вражду следует именовать
войной; когда же эллины делают что-либо подобное против элли-
нов, мы скажем, что по природе они - друзья, только в этом случае
Эллада больна и находится в разладе, что следует называть <домаш-
ним спором>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna