Предыдущая страница Следующая страница

<Сдерживающая мера> приводит к гармоничному согласованию как
лучшие, так и худшие стороны [см. там же. IV, 430 D - 432 А].

Четвертая доблесть совершенного государства - <справедли-
вость>. Ее наличие в государстве подготовляется и обусловливается
<сдерживающей мерой>. Благодаря справедливости каждый разряд
в государстве и всякий отдельный человек, одаренный известной
способностью, получает для исполнения и осуществления свое
особое дело. <Мы положили, -говорит Платон, -что из дел в
городе каждый гражданин должен производить только то одно, к
чему его природа наиболее способна> [там же. IV, 433 А]. Не
хватание одновременно за многие занятия, а именно <это делание
своего, вероятно, и есть справедливость> [там же. IV, 433 В].

Как бы ни решался вопрос о том, какую роль в стремлении
государства к совершенству играют три первые добродетели, во
всяком случае со всеми этими тремя доблестями <состязается
кроющееся в государстве стремление, чтобы каждый делал свое:
способность каждого делать свое борется... за добродетель города с его
мудростью, сдерживающей мерой и мужеством> [там же. IV, 433 D].

Классовая точка зрения Платона, его социальный и политиче-
ский аристократизм, преломленный сквозь призму представлений
о египетском кастовом строении общества с характерным для него
запретом перехода из одной касты в другую, получили чрезвычайно
яркое выражение в платоновском понимании <справедливости>.
Всеми силами Платон хочет оградить свое идеальное государство
от смешения классов составляющих его граждан, от исполнения
гражданами одного класса обязанностей и функций граждан другого
класса. Он прямо характеризует <справедливость> как доблесть, не
допускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бе-
дой было бы смешение функций различных специальностей внутри
класса работников производительного труда: если, например, плот-
ник станет делать работу сапожника, а сапожник - работу плот-
ника или если кто-либо из них захочет делать вместе и то и другое.
Но <многоделание> было бы уже, по Платону, прямо гибельно для
государства: если какой-либо ремесленник или человек, по природе
своей промышленник, возгордившись своим богатством, или му-
жеством, или могуществом, пожелал бы заняться воинским делом,
а воин, не способный быть советником и руководителем государ-
ства, посягнул бы на функцию управления, или если кто-нибудь
захотел бы одновременно совершать все эти дела [см. там же. IV,
434 А - В]. Даже при наличии первых трех видов доблести много-
делье и взаимный обмен занятиями причиняют государству вели-
чайший вред и потому <весьма правильно могут быть названы
злодеянием> [там же. IV, 434 С], <величайшей несправедливостью
против своего города> [там же. IV, 434 С]. И наоборот, <делание
своего> во всех трех видах деятельности, необходимых для государ-
ства, <будет противоположно той несправедливости, - будет спра-
ведливостью и сделает город справедливым> [там же].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna