|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница одна и та же, кроме того лишь, что первая слабее, а вторая сильнее> (там же. V, 456 А]. Из способности женщин наряду с мужчинами быть в разряде, или классе, стражей Платон выводит, что наилучшими женами для мужчин-стражей будут именно женщины-стражи. В силу постоян- ных встреч мужчин и женщин-воинов за общими гимнастическими и воинскими упражнениями, а также за общими трапезами между мужчинами и женщинами постоянно будет возникать взаимное вполне естественное влечение. Однако в городе -военном лагере, каким является идеальное государство Платона, возможна не семья, а лишь соединение мужчины с женщиной для рождения детей. Это тоже <брак>, но своеобразный, не способный привести к образова- нию семьи. <Браки> эти втайне направляются и устраиваются правителями государства, которые стремятся лучших сочетать с лучшими, а худших с худшими. Как только женщины рожают детей, младенцев отбирают у матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших, дефективных обрекают на гибель в скрытом месте. По прошествии некоторого времени молодые матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие - другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех стражей (см. там же. V, 460^61 Е]. В учении Платона о государстве постулат общности жен и детей -не курьез, он играет чрезвычайно важную роль. Для Пла- тона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве. Общность жен и детей в классе хранителей государства завершает то, что было начато общностью имуществ, и потому есть для государства причина его высочайшего блага: <Имеем ли мы какое-либо большее для государства зло, чем то, которое разъединяет его и делает из него многие государства, вместо одного, или большее добро, чем то, которое связывает его и делает единым?> [там же. V, 462 А-В]. Всякая разность чувств разрушает единство государства. Это происходит, <когда в государ- стве одни говорят: <это - мое>, а другие <это - не мое>> [там же. V, 462 С]. Напротив, в совершенном государстве <большинство людей в отношении к одному и тому же одинаково говорят: <это - мое>, или <это -не мое>> [там же. V, 462 С]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||