|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Общность достояния, отсутствие личной собственности, невоз- можность ее возникновения, сохранения и приумножения делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений, тогда как в существующим греческом обще- стве все раздоры порождаются спорами из-за имущества, из-за детей и из-за родственников. Отсутствие раздоров внутри класса воинов-стражей сделает, в свой черед, невозможными ни раздор внутри низшего класса ра- ботников, ни восстание их против обоих высших классов. В конце описания проектируемого им общества Платон самыми радужными красками изображает блаженную жизнь классов этого общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей на олимпийских состязаниях. И это понятно. Победа стражей - спасение всего государства. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охранению общества, дается и им самим, и их детям. Почитаемые при жизни, они удостаиваются государством почетного погребения после смерти. Вторым обширным проектом преобразованного государства стал проект, разработанный Платоном в <Законах>. В сравнении с государством, изображенным в <Политии>, оно менее совершенно, а его автор более снисходителен или более реалистичен, более склонен уступать неизбежным слабостям и недостаткам человече- ского рода. Важное отличие <Законов> от <Государства> (<Политии>) - в трактовке вопроса о рабах. Проектом <Государства> класс рабов, как один из основных классов идеального общества, не предусмат- ривается. Полное отрицание личной собственности для правителей и стражей исключает возможность владения рабами. Однако и в <Государстве> кое-где говорится о праве обращения побежденных на войне в рабов. В <Законах>, в отличие от <Государства>, необходимая для существования полиса хозяйственная деятельность возлагается на рабов или на иноземцев. Несущественность рабовладения в утопии <Государства> под- черкивается еще одним обстоятельством. Так как единственный, согласно <Государству>, источник рабовладения - обращение в рабов военнопленных, то численность кадров рабов, очевидно, должна зависеть от интенсивности и частоты войн, которые ведет государство. Но, по Платону, война - зло, которого в хорошо устроенном государстве должно избегать. <Все войны, -утвержда- ет Платон в <Федоне>, -возгораются ради приобретения имуще- ства> [Федон. 66 С]. Только обществу, желающему жить в роскоши, становится вскоре тесно на своей земле, и оно вынуждено стре- миться к насильственному захвату земли у соседей. И только для ограждения государства от агрессии людей, обуреваемых страстью к материальным приобретениям, ему приходится держать много- численное и обученное военному делу войско. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||