|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Особенно резко осуждается война в <Законах>. Здесь война как цель государства отвергается. Платон не только не согласен с тец, что <у всех, в течение жизни, идет беспрерывная война между всеми государствами> [Законы. 625 Е]. Он утверждает сверх того, что устроитель совершенного государства и его законодатель должен устанавливать не законы, касающиеся мира, <ради военных действий>, а, напротив, <законы, касающиеся войны, ради мира> [там же. 628 Е]. На всем проекте Платона лежит отблеск времени, когда Афины домогались права на руководящую роль среди греческих государств. В изображении Платона совершенное государство не только доста- точно само по себе и для себя: оно должно руководить всеми государствами Эллады. В <Критии> Платон изобразил идеальное греческое государство, воины которого <жили, служа стражами для своих сограждан, а для прочих эллинов -вождями, с доброволь- ного их согласия> [Критии. 112 D]. Этой мысли -о нормативном значении для всей Эллады совершенного образца государства - мы, по-видимому, не находим в <Законах>. В утопии Платона есть ряд черт, которые, на первый взгляд, кажутся чрезвычайно современными. Это отрицание личной соб- ственности для класса воинов-стражей, организация их снабжения и питания, резкая критика страсти к стяжанию денег, золота и вообще ценностей, критика торговли и торговых спекуляций, мысль о необходимости нерушимого единства общества и полного едино- мыслия всех его членов, мысль о необходимости воспитания в гражданах нравственных качеств, способных привести их к этому единству и единомыслию. Мнимый <коммунизм> Некоторые буржуазные историки античного общества и общественной мысли утверждают, будто предложенный Платоном проект совер- шенного общества есть своеобразная античная теория, во многих чертах своих поразительно совпадающая с учениями и тенденциями современного социализма и коммунизма. Таковы, например, взгля- ды Роберта фон Пёльмана. Показательным примером многочислен- ных параллелей между теориями античного и современного социализма, развиваемых Пёльманом, может быть следующая. <Как новейшая социалистическая критика процента на капитал, -пи- шет Пёльман, - противопоставляет так называемой теории произ- водительности (капитала. -В.А.) теорию эксплуатации, .согласно которой часть общества -капиталисты, -присваивает себе, на- подобие трутней, часть стоимости продукта, единственным произ- водителем которого является другая часть общества-рабочие, точно так же и античный социализм - по крайней мере по отно- шению к денежному капиталу и ссудному проценту - противопо- ставляет понятию производительности капитала понятие эксплуатации> [66. В. 1. S. 479]. И далее Пёльман подчеркивает, что вся вообще тенденция платоновских (и не только платоновских) выступлений против денежной системы, посреднической торговли и свободной конкуренции, отвращение к развитию общества в направлении к денежной олигархии, а также отвращение к концен- трации имуществ совпадает с основными антикапиталистическими воззрениями новейшего социализма [см. там же]. А в примечании |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||