|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <Государства>, <Федр>, <Теэтет> и <Парменид>. Наконец, в четвертую - последнюю по времени - вошли <Со- фист>, <Политик>, <Филеб>, <Тимей>, <Критий> и <Законы>. В подлинности всех этих сочинений, т. е. в их действительной при- надлежности Платону, вряд ли приходится сомневаться. Но подлинность остается вероятной и в отношении таких неясных в своей хронологии диалогов, как <Ион>, сильно заподоз- ренный критикой, и как <Гиппий Больший>, несомненно возвеща- ющий начало будущей теории <идей>. По форме и достоинствам изложения диалоги Платона неодно- родны. Часть из них написана в драматической форме. Это блестя- щие сцены из умственной жизни Афин, изображение сталки- вающихся и борющихся философских воззрений. Действующие герои этих диалогов -ярко очерченные характеры и лица -фи- лософы, в центре которых стоит личность Сократа, софисты, поэты, рапсоды, политические деятели. Таковы, например, диалоги <Про- тагор>, <Федон>, <Пир>. Диалоги эти принадлежат истории древне- греческой литературы не в меньшей степени, чем истории древнегреческой философии. Другую часть философских сочинений Платона составляют диалоги, в которых диалогическая форма - лишь видимость, слабо обрамляющая основное содержание. Это диалоги-трактаты. В них исследуются труднейшие и отвлеченнейшие проблемы диалектики. Значение их не в художественном воплощении философских воз- зрений, а в их диалектическом развитии и обосновании. Образцы таких диалогов - <Софист>, <Филеб>, <Парменид>. Наконец, есть и такие диалоги, в которых перемежаются образ, миф и отвлеченный анализ философских проблем. Возможно, что некоторые диалоги, как полагает Кьяппелли, в первоначаль- ной редакции были написаны в повествовательной форме и лишь впоследствии были изложены в форме драматической [см. 8. С. 320-333]. Обилие всех этих нерешенных вопросов, может быть частично даже неразрешимых за отсутствием необходимых данных, делает исследование философии Платона и ее адекватную интерпретацию и в настоящее время сложной и трудной задачей истории философии. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||