|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница 2. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ <ИДЕЯХ> (<ВИДАХ>) От философов-элеатов Парменида и Зенона Платон усвоил установленное этими философами различие между тем, что суще- ствует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия. <Прежде всего,-утверждает Платон в <Тимее>,-по моему мнению, надо различать: что всегда существует и никогда не становится и что всегда становится, но никогда не существует> [Тимей. 27 D]. Это различие между быванием (становлением) и бытием, между явлением и сущностью Платон распространяет на все предметы исследования. Среди них большое внимание он уделяет исследова- нию прекрасного. Вовсех диалогах, посвященных проблеме прекрас - ного или хотя бы частично касающихся этой проблемы, Платон разъясняет, что предметом исследования является не то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, а то, что по истине есть прекрасное, т. е. прекрасное само по себе, сущность прекрасного, не зависящая от случайных, временных, изменчивых и относительных его проявлений. Постановка вопроса, пожалуй, всего лучше раскрывается в диалоге <Гиппий Больший>. В нем изображается спор о прекрасном 5* 131 между Сократом, представляющим здесь точку зрения самого Пла- тона, и софистом Гиппием. Софист изображен как простоватый, даже глуповатый человек, не понимающий самой сути платонов- ской постановки вопроса. На вопрос: <Что такое прекрасное?> - Гиппий отвечает наивным указанием на первый пришедший ему в голову частный случай, или пример, прекрасного. <Прекрасное - это красивая девица>,- отвечает Гиппий. Сократ без труда застав- ляет Гиппия согласиться, что с не меньшим основанием должны быть признаны прекрасными и прекрасный конь, и прекрасная лира и даже прекрасный горшок. В диалоге выясняется, что предметы чувственного мира называются прекрасными всегда лишь в относи- тельном, не безусловном смысле. Так, и горшок может быть назван прекрасным, но лишь в той мере, в какой он удовлетворяет своему утилитарному назначению,-в кухонном обиходе. В этой связи Платон принимает утверждение Гераклита, подметившего относи- тельность прекрасного. Кто, как Гиппий, на вопрос о том, что такое прекрасное, отвечает простым указанием на тот или другой частный предмет чувственного мира, тот должен признать, что предмет этот окажется уже не безусловно прекрасным или даже вовсе не пре- красным в сравнении с каким-либо другим предметом, превосхо- дящим его в том отношении, в каком первый был признан прекрасным. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||