|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Добродетели - не аффекты (страсти, гнева, страха, отваги и т.д.) и не способности: за способности не хвалят и не порицают. Добродетели - приобретенные свойства, возникающие при дейст- вии, направленном на отыскание середины. Добродетель -сере- дина между двумя пороками: избытком и недостатком - как таковая трудна, ибо найти середину в чем бы то ни было трудно: так, центр круга в состоянии определить не всякий, а только математик. Поэтому нравственное совершенство - достижение ре- дкое, похвальное и прекрасное. Воля имеет дело с целью, намерение - со средствами; действия, касающиеся средств, ведущих к цели, будут намеренными и произ- вольными. Так как деятельность добродетелей проявляется именно в этой области, то, согласно Аристотелю, в нашей власти и добро- детельность, и порочность, и воздержание. Если верно, что никто не блажен против воли, то порочность произвольна и человек - принцип и родитель не только своих детей, но и поступков. Однако стремление к истинной цели не подчиняется личному выбору, и человек должен родиться с этим стремлением, как должен родиться зрячим, чтобы хорошо судить и выбрать истинное благо. Кто от природы имеет это качество в совершенстве, тот - благо- родный человек, и такой человек будет владеть прекраснейшим и совершеннейшим, чего нельзя ни получить от другого, ни научить- ся, но можно лишь иметь от природы. Степень произвольности действий и приобретенных свойств души не одна и та же: действия с смого начала и до конца в нашей власти, но приобретенные свойства души произвольны лишь сна- чала, и мы не замечаем, как постепенно складывается наш характер. На этих идеях построен в <Этике Никомаха> анализ отдельных добродетелей (конец 3-й книги и 4-я книга). В этих книгах, в особенности в 5-й, из состава этических проблем выделяется в тесной связи с ними важная экономическая проблема стоимости. Введение в <Этику> вопроса о стоимости обус- Споаведливость и -п ловлено не только тесной связью ее с <Поли- тикой>, исследующей общественные отношения, но и тем, что проблема стоимости есть для Аристотеля частный вопрос проблемы |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||