Предыдущая страница Следующая страница

Добродетели - не аффекты (страсти, гнева, страха, отваги и т.д.)
и не способности: за способности не хвалят и не порицают.
Добродетели - приобретенные свойства, возникающие при дейст-
вии, направленном на отыскание середины. Добродетель -сере-
дина между двумя пороками: избытком и недостатком - как
таковая трудна, ибо найти середину в чем бы то ни было трудно:
так, центр круга в состоянии определить не всякий, а только
математик. Поэтому нравственное совершенство - достижение ре-
дкое, похвальное и прекрасное.

Воля имеет дело с целью, намерение - со средствами; действия,
касающиеся средств, ведущих к цели, будут намеренными и произ-
вольными. Так как деятельность добродетелей проявляется именно
в этой области, то, согласно Аристотелю, в нашей власти и добро-
детельность, и порочность, и воздержание. Если верно, что никто
не блажен против воли, то порочность произвольна и человек -
принцип и родитель не только своих детей, но и поступков.

Однако стремление к истинной цели не подчиняется личному
выбору, и человек должен родиться с этим стремлением, как должен
родиться зрячим, чтобы хорошо судить и выбрать истинное благо.
Кто от природы имеет это качество в совершенстве, тот - благо-
родный человек, и такой человек будет владеть прекраснейшим и
совершеннейшим, чего нельзя ни получить от другого, ни научить-
ся, но можно лишь иметь от природы.

Степень произвольности действий и приобретенных свойств
души не одна и та же: действия с смого начала и до конца в нашей
власти, но приобретенные свойства души произвольны лишь сна-
чала, и мы не замечаем, как постепенно складывается наш характер.
На этих идеях построен в <Этике Никомаха> анализ отдельных
добродетелей (конец 3-й книги и 4-я книга). В этих книгах, в
особенности в 5-й, из состава этических проблем выделяется в
тесной связи с ними важная экономическая проблема стоимости.

Введение в <Этику> вопроса о стоимости обус-
Споаведливость                           и             -п

ловлено не только тесной связью ее с <Поли-
тикой>, исследующей общественные отношения, но и тем, что
проблема стоимости есть для Аристотеля частный вопрос проблемы

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna