|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Рассматривая учение Аристотеля о деньгах, К. Маркс оценивает его очень высоко. <Аристотель, -говорит К. Маркс, -понял деньги несравненно многостороннее и глубже, чем Платон> [37. Т. 13. С. 100, примечание]. Особенно отмечает К. Маркс проницатель- ность, с которой Аристотель <объясняет, как из меновой торговли между различными общинами возникает необходимость придать характер денег какому-нибудь специфическому товару, т. е. суб- станции, которая сама по себе имеет стоимость> [там же[. В связи с этим К. Маркс энергично подчеркивает мысль Аристотеля о том, что деньги в качестве простого средства обращения <существуют, по-видимому, только в силу соглашения или закона. Это доказы- вается уже их названием nomisma, а также тем, что деньги в действительности получают свою потребительную стоимость в ка- честве монеты только от своей 'функции, а не от какой-нибудь потребительской стоимости, присущей им самим> [там же]. При всех замечательных достоинствах аристотелевской теории экономического обмена и тесно связенной с ней теорией денег на учении Аристотеля лежит печать исторической ограниченности. Это учение теоретика рабовладельческого общества и рабовладельческих отношений в сфере труда. Аристотель исходит не из производст- венной деятельности работников, а из потребностей лиц, вступаю- щих между собой в обмен. Если бы обмен стоял в зависимости от относительных затрат труда на производство обмениваемых пред- метов, то пропорциональное отношение лиц к продуктам труда было бы прямым. В этом случае работа, например, сапожника относи- лась бы к работе земледельца, как затраченный сапожником труд к труду земледельца. Но Аристотель признает в качестве регулятора обмена лишь потребность в вещи у лица, намеренного обменять ее на свою вещь. Поэтому пропорция у него оказывается обратной: пара сандалий будет так относиться к мере хлеба, как потребность земледельца в сандалиях относится к потребности сапожника в хлебе. И, как было уже отмечено, именно потребность связывает как бы в единое целое отношение обмена. Сама возможность для предметов, по существу несоизмеримых, стать соизмеримыми объяс- няется тем, что соизмеримость их устанавливается только по отноше- нию к потребности. Здесь это уравнение достаточно достижимо. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||