|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Такая точка зрения естественна для идеолога общества, основ- ным социальным отношением которого является отношение рабо- владельца к рабу и в котором труд не имеет большой цены в глазах верхушки рабовладельческих классов. Именно с этой точки зрения Аристотель ищет отношение равенства не в равенстве различных количеств труда, а в равенстве потребностей свободных членов рабовладельческого общества, обменивающихся различными веща- ми или товарами. Анализ этической доблести <справедливости> развернулся у Аристотеля в обстоятельный и ценный разбор одного из крупней- ших вопросов политической экономии. В выражении стоимости товаров Аристотель открыл непосредственно не видное отношение равенства. Деятельность, сообразная с важнейшей добро- детелью и присущая лучшей части души, есть блаженство. В каждом случае деятельность бывает прекраснейшей, когда она исходит из того, что находится в лучшем состоянии, и когда она направлена на значительнейший предмет. Такая деятельность самая совершенная и приятная, она доставляет наслаждение как всем чувствам, так и мышлению и созерцанию: будучи самой приятной, она вместе с тем и самая совершенная, ведь таковой является та, которая, будучи в нормаль- ном состоянии, направлена на лучший предмет. Необходимо оставить в стороне вопрос, желаем ли мы жизни ради наслаждения или ради жизни желаем наслаждения. Одно сопряжено с другим и не может быть разделено: без деятельности не бывает наслаждения, наслаждение заканчивает собой всякую деятельность. Для этики важно другое: каждое наслаждение свой- ственно той деятельности, которую оно завершает; соответственно наслаждение усиливает деятельность; люди, совершающие свою работу с наслаждением, точнее эту работу выполняют: например, геометрами становятся те, кто наслаждается геометрическими за- дачами, они же лучше вникают в каждую подробность. Все считают блаженную жизнь приятной и основательно впле- тают наслаждение в блаженство. Наслаждение придает закончен- ность деятельности, а следовательно, и жизни, к которой люди стремятся. Однако наслаждение не может быть целью жизни. Наслаждения, чуждые деятельности данного рода, делают почти то же, что и страдание, а присущие деятельности страдания уничто- жают самое деятельность. К тому же одни наслаждения, свойствен- ные нравственной деятельности, хороши, другие же, соответствующие дурной деятельности, дурны. Но ясно, что на- слаждения, всеми признанные дурными, не следует называть на- слаждениями. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||