|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Действительность, однако, не такова. Приобретение собствен- ности, необходимой для существования ойкосного (домашнего) хозяйства, требует для себя массу орудий, а раб - некая одушев- ленная часть собственности (см. 8. 1, 2, 1254в 34]. К тому же в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, дру- гие - к властвованию. В обществе, во всех его элементах, связанных между собой и составляющих некоторое целое, элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем. Это <общий закон природы, и как таковому ему и подчинены одушевленные существа> [там же. 1, 9, 1254а 31-32]. Отсюда Аристотель выводит и природу и назначение рабства. Согласно его разъяснению, <кто, по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб> [там же. 1, 7, 125а 14-15]. Деятельность рабов состоит в применении их физических сил, это наилучшее, что они могут дать. Они в такой сильной степени отличаются от других людей, в какой душа отличается от тела, а человек - от животного. Именно такие люди по своей природе - рабы, и для них лучший удел быть в подчинении у господина. И Аристотель поясняет, что рабом по природе бывает тот, кто может принадлежать другому и кто одарен рассудком лишь настолько, что воспринимает приказания другого лица, но сам рассудка не имеет [см. там же. 1, 5, 1254в 16-23]. По Аристотелю, природа устроена так, что сама физическая организация людей свободных отличается от физической органи- зации рабской части общества: у рабов тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических работ; напротив, люди сво- бодные не способны для выполнения подобного рода работ, зато пригодны для политической жизни. Впрочем, высказав это утвер- ждение, Аристотель делает оговорку: часто бывает и так, что сво- бодные люди свободны не по физической, а только по интеллектуальной своей организации [см. там же. 1, 2, 1254в 27-33]. И хотя красоту души не так легко охватить взором, как красоту тела, во всяком случае остается очевидным, что одни люди по своей |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||