|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Эту черту античного мировоззрения классического периода хорошо выразил Виламовиц-Мёллендорф, автор исследования <Аристотель и Афины>: <Совершенство гражданина, ло^^п^, обус- ловливается качеством общества, тголц, к которому он принадлежит. Следовательно, кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство> [77. С. 343]. В состав государства входят отдельные лица, <ойкосы> (семьи) и селения. Однако далеко не все отдельные лица принадлежат к составу государства. К нему не принадлежат, согласно учению Аристотеля, рабы. Институт рабства привлекает пристальнейшее внимание Ари- стотеля. Сама пристальность этого внимания доказывает, что в эпоху Аристотеля отношения рабовладения становятся большим вопросом общественной мысли. Уже некоторые софисты, как было указано выше, не только высказали сомнение в правомерности отношений рабовладения, но прямо утверждали, что по природе все люди рождаются равно свободными. Аристотель - решитель- ный противник этого взгляда и сторонник рабовладельческой сис- темы. Он сознательно противопоставляет свое учение о рабовладении взглядам тех, кто отрицал естественное происхожде- ние и согласный с природой характер рабовладения. <По мнению других, - пишет он, - сама идея о власти господина над рабом - идея противоестественная> [8. 1, 3, 1253в 20-21]. По их утвержде- нию, <лишь установлением обусловливается различие между сво- бодным человеком и рабом, по самой же природе такого различия не существует. Поэтому-то и власть господина над рабом, как основанная на насилии, не имеет ничего общего по природе со справедливостью> [там же. 1, 3, 1253в 21-22]. Для Аристотеля очень характерно, что вопрос о рабстве он рассматривает не столько в пределах вопроса о государстве, сколько в пределах вопроса об экономике семьи (ойкоса). Рабство тесно связано у Аристотеля с вопросом о собственности. Собственность - часть семейной организации: без предметов первой необходимости не только нельзя жить хорошо, но вообще нельзя жить. Для домохозяина приобретение собственности - орудие для существо- вания. Если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам, или по данному ему приказанию, даже его пред- восхищая, если бы, например, ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, то тогда архитекторы не нуждались бы в <рабочих>, а господам не были бы нужны рабы. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||