Предыдущая страница Следующая страница

Так как раб - своего рода часть господина, одушевленная и
отделенная часть его тела, и так как полезное для части полезно и
для целого, а полезное для тела полезно и для души, то между рабом
и господином, согласно Аристотелю, существует известная об-
щность интересов и взаимное дружелюбие, если только отношения
между ними покоятся на естественных началах.

Однако дружба и справедливость возможны по отношению к
рабу не как к рабу, так же как они невозможны по отношению к

неодушевленным предметам или к быку и лошади. <Раб - одушев-
ленный инструмент, а инструмент - раб без души; поэтому к рабу,
поскольку он раб, нельзя питать дружбы...> [Ник. этика. VIII, 13,
1161в4-5].

Все же Аристотель не сводит существо раба к одной лишь
технической функции одушевленного инструмента. Инструменты -
орудия технической деятельности, но рабство относится к сфере
имущественных отношений, а имущество - не простое техниче-
ское орудие, а орудие жизненной деятельности вообще. <Жизнь, -
говорит Аристотель, - есть деятельность, а не определенное тех-
ническое дело. Отсюда и служение раба - в том, что имеет отношение
к общей жизненной деятельности> [8. 1, 2, 1253в 23-1254а 8].

Рабство для Аристотеля - институт, необходимый для правиль-
ной деятельности семьи, предпосылка правильного государствен-
ного строя, который возникает из семьи и из соединения семейств
в селения.

Как и Платон, Аристотель набрасывает проект наилучшего
государства, в пределах которого развиваются соответствующие
природе вещей хозяйственные отношения.

Проект свой Аристотель построил, изучая реальные, существо-
вавшие в его время экономические структуры и типы государствен-
ной власти. Его политическая мысль самостоятельна и сложилась,
во-первых, в ходе критики государств, существовавших в его время,
во-вторых, -критики теорий государственного права . В школе
Аристотеля велось систематическое исследование конституций
множества греческих полисов (есть указание, что их было собрано
158). Из всей этой литературы дошло только найденное в 1890 г. в
Египте описание конституции Афин - так называемая <Афинская
полития>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna