|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Так как раб - своего рода часть господина, одушевленная и отделенная часть его тела, и так как полезное для части полезно и для целого, а полезное для тела полезно и для души, то между рабом и господином, согласно Аристотелю, существует известная об- щность интересов и взаимное дружелюбие, если только отношения между ними покоятся на естественных началах. Однако дружба и справедливость возможны по отношению к рабу не как к рабу, так же как они невозможны по отношению к неодушевленным предметам или к быку и лошади. <Раб - одушев- ленный инструмент, а инструмент - раб без души; поэтому к рабу, поскольку он раб, нельзя питать дружбы...> [Ник. этика. VIII, 13, 1161в4-5]. Все же Аристотель не сводит существо раба к одной лишь технической функции одушевленного инструмента. Инструменты - орудия технической деятельности, но рабство относится к сфере имущественных отношений, а имущество - не простое техниче- ское орудие, а орудие жизненной деятельности вообще. <Жизнь, - говорит Аристотель, - есть деятельность, а не определенное тех- ническое дело. Отсюда и служение раба - в том, что имеет отношение к общей жизненной деятельности> [8. 1, 2, 1253в 23-1254а 8]. Рабство для Аристотеля - институт, необходимый для правиль- ной деятельности семьи, предпосылка правильного государствен- ного строя, который возникает из семьи и из соединения семейств в селения. Как и Платон, Аристотель набрасывает проект наилучшего государства, в пределах которого развиваются соответствующие природе вещей хозяйственные отношения. Проект свой Аристотель построил, изучая реальные, существо- вавшие в его время экономические структуры и типы государствен- ной власти. Его политическая мысль самостоятельна и сложилась, во-первых, в ходе критики государств, существовавших в его время, во-вторых, -критики теорий государственного права . В школе Аристотеля велось систематическое исследование конституций множества греческих полисов (есть указание, что их было собрано 158). Из всей этой литературы дошло только найденное в 1890 г. в Египте описание конституции Афин - так называемая <Афинская полития>. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||