|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Из политических устройств современных ему государств кри- тика Аристотеля особо выделяет государственный строй афинской демократии, государства Спарты и македонской монархии. Из политических теорий Аристотель подвергает критике прежде всего теорию своего учителя Платона, но уделяет внимание, гораздо менее пристальное, и другим теориям, например уравнительной утопии Фалея Халкедонского. Вразрез с Платоном, который оспаривал право д^^^ на личное владение для стражей-воинов и даже выдвинул проект общности для них жен и детей, Аристотель выступает как сторонник индивидуальной част- ной собственности. Обычно спокойный и уравновешенный, он, говоря о собственности, поднимается до настоящего воодушевле- ния. <Трудно выразить словами, -говорит он, - сколько наслаж- Компетентный и содержательный анализ этой критики имеется в труде исследователя С.Ф. Кечекьяна <Учение Аристотеля о государстве и праве> (М.; Л., 1947). дения в сознании, что нечто тебе принадлежит...> [8. II, 2, 1263а 40-41]. И хотя приятно оказывать услуги и помощь друзьям, знакомым и товарищам, <осуществление всего этого мыслимо, однако лишь при условии существования личной собственности> [там же. 1263в 2-3]. Природа вложила в каждого человека естественное чувство любви к самому себе. Правда, эгоизм - по справедливому призна- нию - заслуживает порицания. Но эгоизм есть, по Аристотелю, не любовь к себе, а лишь чрезмерная степень этой любви [см. там же]. Кто, как Платон, стремится провести единение государства в чрез- вычайных размерах, для того все это (т. е. возможность помощи друзьям и товарищам) отпадает. Необходимо держаться того способа пользования собственно- стью, который сочетает в себе систему собственности общей и частной. <Собственность должна быть общей только в относитель- ном смысле, в абсолютном же она должна быть частной> [там же. 1263а 26-27]. И Аристотель восхваляет результаты такого разделе- ния: когда пользование собственностью будет поделено между отдельными лицами, утверждает он, исчезнут среди них взаимные нарекания, и наоборот, получится большой выигрыш, <так как каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит, добродетель же послужит своего рода регулятором в использовании, согласно пословице <у друзей все общее>> [8. 1263а 27-30]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||