|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница <Себялюбие> нравственного человека не исключает ни отказа от благ, ни самопожертвования ради других и ради отечества. Нравственный человек, будучи эгоистом в указанном смысле, от- бросит и деньги, и почет, и вообще все блага, из-за которых борются люди, чтобы сохранить себе прекрасное. Он предпочтет непродол- жительное, но сильное ощущение долгой, но пустой жизни и скорее захочет жить прекрасно один год, чем многие годы бесцельно; он предпочтет одно прекрасное действие многим незначительным. Так происходит с людьми, жертвующими своей жизнью. Они выбирают великое и прекрасное для себя [см. там же. IX, 8, 1169а 20-26]. В связи с таким пониманием <себялюбия> стоит аристотелевская критика взглядов Платона, Фалея Халкедонского, а также критика спартанского государственного строя. Аристотель стоит на общей у него с Платоном почве идеологии рабовладения. Как и Платон, он в своем проекте наилучшего государства предусматривает возложение всей непосредственно производительной работы на плечи бесправного рабства. Но в отношении свободных граждан рабовладельческого государства он отклоняет взгляд Платона на землевладение как слишком аскети- ческий, умаляющий неотъемлемые права граждан. Платон полагал, что землевладение должно обеспечить гражданам <образ жизни, сдерживаемый мерой>. Аристотель предлагает другую формулу: <Жить согласно мере щедро> [8. II, 6, 1265а 30-33] . C.A. Жебелев переводит: <Жить скромно, но так, как это свойственно благородно-щедрому человеку> (<Политика Аристотеля>. С. 55). Не согласен Аристотель и с проектом Фалея Халкедонского. Этот писатель предложил полное уравнение в области землевладе- ния. Согласно оценке Аристотеля, проект Фалея, во-первых, нея- сен. Для приведения его в исполнение необходимо указать должную меру земельной собственности, доведенной до уравнения. Во-вто- рых, осуществление проекта Фалея не дало бы результата. Даже если бы была установлена средняя мера земельного имущества, это установление не решило бы главного вопроса. Уравнивать необхо- димо не столько земельные владения, сколько <вожделения>, а для этого требуется не уравнение, а воспитание людей посредством |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||