Предыдущая страница Следующая страница

<Себялюбие> нравственного человека не исключает ни отказа
от благ, ни самопожертвования ради других и ради отечества.
Нравственный человек, будучи эгоистом в указанном смысле, от-
бросит и деньги, и почет, и вообще все блага, из-за которых борются
люди, чтобы сохранить себе прекрасное. Он предпочтет непродол-
жительное, но сильное ощущение долгой, но пустой жизни и скорее
захочет жить прекрасно один год, чем многие годы бесцельно; он
предпочтет одно прекрасное действие многим незначительным. Так
происходит с людьми, жертвующими своей жизнью. Они выбирают
великое и прекрасное для себя [см. там же. IX, 8, 1169а 20-26].

В связи с таким пониманием <себялюбия> стоит аристотелевская
критика взглядов Платона, Фалея Халкедонского, а также критика
спартанского государственного строя.

Аристотель стоит на общей у него с Платоном почве идеологии
рабовладения. Как и Платон, он в своем проекте наилучшего
государства предусматривает возложение всей непосредственно
производительной работы на плечи бесправного рабства. Но в
отношении свободных граждан рабовладельческого государства он
отклоняет взгляд Платона на землевладение как слишком аскети-
ческий, умаляющий неотъемлемые права граждан. Платон полагал,
что землевладение должно обеспечить гражданам <образ жизни,
сдерживаемый мерой>. Аристотель предлагает другую формулу:
<Жить согласно мере щедро> [8. II, 6, 1265а 30-33] .

C.A. Жебелев переводит: <Жить скромно, но так, как это свойственно
благородно-щедрому человеку> (<Политика Аристотеля>. С. 55).

Не согласен Аристотель и с проектом Фалея Халкедонского.
Этот писатель предложил полное уравнение в области землевладе-
ния. Согласно оценке Аристотеля, проект Фалея, во-первых, нея-
сен. Для приведения его в исполнение необходимо указать должную
меру земельной собственности, доведенной до уравнения. Во-вто-
рых, осуществление проекта Фалея не дало бы результата. Даже
если бы была установлена средняя мера земельного имущества, это
установление не решило бы главного вопроса. Уравнивать необхо-
димо не столько земельные владения, сколько <вожделения>, а для
этого требуется не уравнение, а воспитание людей посредством

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna