|
|
|
---|---|---|
|
||
Предыдущая страница Следующая страница Аристотелевская теория <эгоизма>, не превышающего меру, нисколько не похожа на буржуазный индивидуализм, развившийся на основе капиталистического способа производства. Это воззре- ние, возможное только для грека - гражданина античного полиса, в котором право ведения хозяйства, право участия в политической жизни и в судебной деятельности было привилегией свободных членов общества. Не удивительно поэтому, что свое понимание сдерживаемого мерой эгоизма Аристотель развил в той главе <Этики>, где рассмат- ривается добродетель дружбы [см. Ник. этика. VIII и IX]. Предвос- хищая Ларошфуко, Аристотель полагает,, что даже в основе дружбы лежит себялюбие: <Любя друга, мы любим собственное благо, ибо хороший человек, став нашим другом, становится благом - по- скольку мы его любим. Таким образом, каждый в дружбе любит собственное благо...> [там же. VIII, 6, 1157в 33-35]. Он знает, что существует взгляд, согласно которому человека, который себя любит больше всего, называют эгоистом в дурном смысле слова. Сторон- ники этого взгляда говорят, что нравственный человек действует по мотивам любви к прекрасному и дружбы и потому забывает о самом себе. Но Аристотель находит, что факты не согласуются с этой теорией. Все отношения дружбы возникают из отношения человека к самому себе, перенесенного на других. Каждый человек <сам себе более всего друг, и следует любить больше всего самого себя> [там же. IX, 8, 1168в 9-10]. Значение слова <эгоизм> зависит от пове- дения людей. У большинства это поведение дурно. <Эгоизм> в этом значении понятия порицается с полным правом. Но того, кто, вообще говоря, всегда будет присваивать себе все прекрасное, никто не назовет эгоистом и не будет бранить. Но именно таков, по-ви- димому, и есть по преимуществу эгоист: он присваивает себе все прекраснейшее и преимущественные блага, он служит тому, что в нем есть наиболее сильного, и во всем повинуется этому. В этом отношении человек похож на государство: сущность государства и всякого сложного целого состоит в том, что в нем господствует и что наиболее сильно. В этом же состоит и сущность человека. В духе собственной высокой оценки разума Аристотель разъясняет, что <тот человек больше всего любит себя, который любит разум и служит ему> [там же. IX, 8, 1168в 33-34]. А так как нравственный человек больше всего любит разум, то такой человек по преимуще- ству может быть назван эгоистом, однако в ином смысле слова, чем тот, который означает нечто постыдное. И разница здесь настолько велика, насколько жизнь разумная отлична от жизни, подверженной страстям, и насколько стремление к прекрасному отлично от стрем- ления к кажущейся пользе. Итак, хороший человек <должен любить самого себя, и таким образом он и сам останется в выгоде, осуще- ствляя прекрасное, и другим принесет пользу> [Ник. этика. IX, 8, 1169а II-12]. |
||
|
||
© 2003, Lyna |
||